Вручение "Звезды Прометея" Илье Панадину

вторник, 1 октября 2013 г.

Расширяем знания по истории культуры средневековой Европы.

.
А это - настоящий сюр!

Макс Эмануэль Ценчич — выдающийся оперный певец, контратенор, меццо-сопранист. Родился 21 сентября 1976 года в Загребе (Хорватия). Обучался вокалу с детства. В возрасте шести лет впервые выступил публично, исполнив арию Царицы Ночи из «Волшебной флейты» В.А.Моцарта. В дальнейшем принимал участие в различных концертах и оперных постановках в Загребской опере. С 1987 по 1992 гг. пел в Венском хоре мальчиков, после чего занялся сольной карьерой. После возрастной ломки голоса продолжил петь в сопрановом регистре. До 1997г. успешно концертировал в Японии, США и Европе, принимал участие в многочисленных оперных постановках на произведения К.В.Глюка, Б.Галуппи, Н.Йомелли и Г.Ф.Генделя. В конце 90-х гг. завершил карьеру сопраниста и ушёл в творческий отпуск, по завершении которого в 2000 году с успехом вернулся на сцену уже как меццо-сопрановый контртенор. За исполнение партии Нерона в опере К.Монтеверди «Коронация Поппеи» в Базеле (Швейцария) Ценчич был признан немецким журналом «Opernwelt» («Оперный Мир») «Лучшим молодым певцом 2003 года». С тех пор он активно участвует в оперных постановках по всему миру (Великобритания, США, Япония, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Австрия, Португалия и др.), собирая разнообразные престижные награды. Помимо участия в оперных постановках, Ценчич успешно выступает как концертный певец. В его репертуаре, в основном, светская и духовная музыка барокко и классицизма.

В Санкт-Петербурге он выступал впервые.

Кто не знает, контртенор (или контратенор) - мужчина, поющий женским (сопрано или меццо-сопрано) голосом. Диапазон некоторых певцов от "до " малой октавы до «си» второй. До недавнего времени таких певцов готовили сравнительно редко, сейчас они получают всё большее распространение. Как правило, контратеноры исполняют партии героев-мужчин, изначально написанные для кастратов в эпоху барокко (например, Юлий Цезарь и Ринальдо в одноимённых операх Генделя) или несколько позже, в эпоху раннего классицизма(юный Моцарт и даже Россини), мужские партии, написанные для женских голосов, а также фольклор, в частности английский. Композиторы XX века, в частности, Бриттен, стали писать партии специально для контратеноров.
Весьма распространено заблуждение, что контртенор — это некий уникальный, крайне редко встречающийся высокий мужской голос, своеобразная аномалия, «каприз природы», благодаря которому мужчина может петь в традиционно женской тесситуре.

На самом деле голосовой аппарат подавляющего большинства контртеноров благополучно мутировал после завершения подросткового возраста, и их певческие голоса являются результатом развития природного потенциала верхнего голосового регистра, который часто называют фальцетным регистром или «головным голосом» («head voice»), в то время как тенора, баритоны и басы развивают и используют преимущественно нижний («грудной») регистр. При пении в верхнем регистре задействуются лишь части голосовых связок, что позволяет им вибрировать быстрее и извлекать более высокие звуки, чем при пении в нижнем регистре, который многие контртеноры также используют в той или иной степени. Иногда певцы даже меняют специализацию, «переключаясь» с контртенора на тенор, баритон или бас и наоборот, или используют оба регистра поочерёдно.

 .
Комментарий к видеозаписи на плеере: 
Церковное песнопение композитора Туотило (написано около 900 года):
Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый композитор, которому приписывают сохранившиеся до нашего времени несколько григорианских хоралов, в том числе "Cuncti potens" (который звучит в фильме, я его записал на концерте Парижского григорианского хора). Современникам был известен в качестве художника, скульптора и даже механика. Канонизирован католической церковью. 
Его подробная биография в фильме, а здесь забавный эпизод из жизни святого. Часто именно такие скромные и благочестивые люди способны на оригинальный поступок, заставляющий задуматься, а что такое святость?
Рассказ средневекового историка Эккехарда IV: 
«Был у этих трех неразлучных [композитор и поэт Ноткер, Туотило и еще один монах — Ратперт] обычай: в ночной перерыв между хвалебными песнопениями собираться, с разрешения аббата, в скриптории и проводить сравнение сочинений, которые для подобного часа более всего подходили. И вот Синдульф [монастырский доносчик, ненавидимый монахами], зная о часе и об их собеседованиях, однажды ночью тайком подкрался к застекленному окну, у которого сидел Туотилон, и, прижав ухо к стеклу, стал подслушивать, не удастся ли чего-нибудь подхватить, что бы он мог, извратив, передать епископу. Его заметил Туотилон, человек непреклонный и полагавшийся на силу своих мускулов, и сказал товарищам по-латыни, чтобы тот ничего не понял и мог оставаться скрытым: „Этот здесь и прижался ухом к окну. Ты, Ноткер, так как ты робок, вернись в церковь. Ты же, мой Ратперт, возьми плеть братьев, что висит в зале собраний, и подбеги с той стороны, потому что я, лишь только заслышу твои шаги, мгновенно распахну окно, схвачу его за волосы и, притянув с себе, буду крепко держать. А ты, душа моя, проникнись мужеством, будь твердым и накажи его плеткой изо всех сил, пусть бог покарает его!“ Тот послушно вышел, ибо всегда был весьма строг к дисциплине, схватил плеть и, быстро подбежав, изо всех сил стал осыпать ударами спину человека, голова которого была втянута внутрь помещения. И вот Синдульф, отбиваясь руками и ногами, поймал вскинутую плеть и крепко зажал ее, но Ратперт, схватив замеченную поблизости розгу, стал наносить ему сильнейшие удары. А этот, после того как уже жестоко был наказан и напрасно молил о пощаде, сказал: „Я вынужден звать на помощь“,— и завопил во весь голос».
А это - моя статья в Википедии про композитора (задача превзойти английский вариант была выполнена).

Комментариев нет:

Отправить комментарий