Вручение "Звезды Прометея" Илье Панадину

пятница, 10 мая 2013 г.

К прошедшему празднику Пасхи. Фильм-концерт "Сочинения композитора эпохи барокко Антонио Лотти на тему Распятия Христа" и взгляд современных историков на распятие.

Анонсы;
1. К урокам по реформам Александра в 10 классе - "Дом военного министра" (построен для прославившегося заменой рекрутского набора на всеобщую воинскую обязанность Дмитрия Милютина как его служебная квартира,  использовался его преемником на этой должности Петром Ванновским, сейчас это гостинница "Орбита", обслуживающая только высших государственных чиновников и военоначальников). Мне там удалось побывать на чрезвычайно редкой экскурсии.
2. Концерт знаменитой своим исполнением православных церковных песнопений сербской певицы Дивны Любоевич и ее хора "Мелоди" (названного в честь Святого Романа Садкопевца), завершавший Фестиваль " Академия православной музыки" и включавший исполнение произведений Джона Тавенера - британского (шотландского) композитора, страдающего редким наследственным заболеванием (синдромом Марфана) и перешедшим из кальвинизма в православие (кстати, он еще и потомок великого композитора XVI века Джона Тавернера). Он известен как музыкой к кинофильмам, так и сочинениями для православной церкви.
Пока, только отрывок из концерта.  Цветов было настолько много (и обратите внимание - это не рок-концерт!), что за ними почти не видно исполнителей - сами убедитесь!

Статью в Википедии о Тавенере тоже пришлось расширить. Как обычно получилось больше, чем в десять раз (перед вами Викиредактор):
Так теперь выглядит верхняя половина статьи;
А композитор действительно любопытный - очень советую.
.
Человек в более ранние эпохи не только по другому воспринимал мир, но и испытывал чувства, часто недоступные современному человеку. 
Чтобы убедиться в этом, предлагаю знакомство с основой духовного мира человека в эпоху искренней веры в Бога на основе музыки крупнейшего католического композитора и крупнейшего протестантского художника прошлого (в фильме же - изображения на сюжет Распятия XV века из Детройтского музея искусств)Мой совет - перед чтением включить видео.
В рассказе используется живопись великого немецкого художника начала XVI века Матиса Грюневальда . 
Данная казнь была известна в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. 
Но самое широкое распространение казнь через столб мучений получила в Древнем Риме, где стала основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов). После подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, около 6000 человек, были распяты вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Красс так и не отдал приказа снять тела с столбов.
Согласно законам Древнего Рима, в случае убийства хозяина дома, все проживавшие в доме рабы (включая девушек и детей) подлежали распятию.
Согласно христианскому вероучению, распятию был подвергнут Иисус Христос, что сделало крест символом Христианской религии. Казни через распятие были преданы и ряд христианских святых (апостолы Андрей и Пётр, мученик Клеоник Амасийский).
В Иерусалиме, в музее Рокфеллера у Шхемских ворот, выставлен фрагмент кости ноги с застрявшим в ней ржавым гвоздём. Эта находка была сделана археологом Василиосом Цаферисом в 1968 году при раскопках горы Скопус в местности Гив’атха-Мивтар (по-арабски Рас эл-Мазареф) в северной части Иерусалима. В этой местности было обнаружено четыре пещеры, представлявшие собой семейные усыпальницы, с костями людей, погибших от насильственной смерти — от удара меча, пущенной стрелы и распятия. В каждой из пещер был туннель, ведущий в гробницу. Во многих склепах благодаря повышенной влажности кости хорошо сохранились. Всего в них было 15 известняковых склепов, в которых хранились останки 35 человек. По найденным в первой гробнице глиняным предметам, удалось установить, что захоронение относится к временному отрезку между концом II века до н. э. и 70 годом I века н. э. В последней гробнице под названием Йоханан Бен Хагалгал было обнаружены останки взрослого мужчины и ребёнка. Вследствие обследования было обнаружено, что у мужчины пяточная кость при распятии была пронзена большим гвоздём длинной около 17 сантиметров, а также перебиты обе голени, причём намеренно, а смерть наступила от нехватки воздуха. Открытие наглядно демонстрирует, как именно осуществляли римские солдаты «правильное» распятие. Некоторыми верующими открытие расценивается как «первое неоспоримое доказательство точности евангельского рассказа».
Исследователи обращают внимание на то, что церковные изображения Распятия, даже канонические, не соответствуют тому, как проводили казнь на самом деле.
Крест использовался деревянный, как правило, Т-образный, хотя использовались и другие его формы:
Crux Simplex — простой вертикальный столб.
Crux Commissa — крест в форме «Т».
Сrux Immissa — два перекрещенных бруса (крест).
Crux Decussata — крест в форме «X».
При конструкции креста из двух элементов, каждый элемент тоже имел своё латинское название. Первый элемент — стационарная, вертикально вкопанная стойка, называлась staticulum. Второй — patibulum, представлял собой съёмную горизонтальную балку, которую, собственно, и несли на себе осуждённые на смерть. Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами.
Затем крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Как правило римляне использовали не широкоизвестные Сrux Immissa (кресты в их современном понимании), а обычные Т-образные — (Crux Commissa) которые были намного проще в использовании.
Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый на смерть должен был нести патибулум, деревянный брус (весящий порой до 30—50 кг), который привязывали к рукам, и который потом служил горизонтальной перекладиной креста.
По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю и гвоздями (реже деревянными кольями), широко растягивали руки, приколачивая их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвок, подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба (в обратном случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально).
Распятие.
Осуждённому прибивали гвоздями или деревянными кольями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Гвозди или колья при этом всегда вбивались не в ладони (как это изображают на канонических изображениях на иконах), а в запястья, так как вбитые в ладони гвозди просто не удержали бы тело на кресте, под тяжестью казнимого гвозди могли прорезать ткани конечностей и казнимый может упасть с креста. Примечательная подробность, что при этом когда гвоздь пробивал нерв, то большой палец непроизвольно загибался внутрь ладони. В отпечатке на Туринской плащанице раны от гвоздей расположены в запястьях и большие пальцы рук загнуты внутрь ладони.
Концы гвоздей, проходящие сквозь дерево, при этом загибались молотком чтобы надёжнее закрепить тело распятого. Ступни под наклоном опирались на небольшую ромбообразную подставку и также прибивались гвоздями. Тело максимально растягивалось на кресте, руки принимали на себя основной вес. Ноги сведённые вместе, слегка подгибались, а руки разведённые в стороны приобретали вид латинской буквы «V». Тело человека под воздействием силы тяжести повисало на кресте таким образом, что точка напряжения оказывалась в груди. Грудная клетка и рёбра вздымались, живот втягивался, в перенапряжённых мышцах начиналось накопление молочной кислоты. Страдания усугублялись ещё и тем, что гвозди в те времена были не гладкие, а как правило — кованные, гранённые и зазубренные, что вызывало мучительные страдания при каждом движении.
Обычно при распятии снималась вся одежда, единственное что было на теле, это небольшая набедренная повязка, которая нередко притягивала бёдра к столбу, дополнительно фиксируя, или обездвиживая осуждённого. При этом обнажённое тело в буквальном смысле распластывалось на кресте и полностью открывалось для воздействия палящих лучей солнца.
При такой позиции чтобы просто сделать вдох — приходилось затрачивать огромные усилия, — распятый должен был опереться на выступ, приподняться на деревенеющих натянутых руках и сделать вдох всей диафрагмой. Именно поэтому основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межрёберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили болевой шок, обезвоживание и кровопотеря.
Возможность опоры на прикреплённый к кресту выступ несколько облегчала дыхание, но в целом лишь затягивала процесс смерти. Распятый погибал долго и мучительно, обычно в течение 1—3 (реже 4—5) дней. Порой для ускорения казни осуждённым перебивали дубиной голени, что лишало их дополнительной опоры.
В некоторых случаях, чтобы наоборот, как можно дольше продлить агонию казнимых, солдаты на ночь снимали patibulum (и только его) с телом осуждённого, а с наступлением утра, снова водружали его на вертикальный столб. Последнее, как правило, делалось до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока. Для визуального устрашения оно имело большой эффект, ибо видеть подобные жестокие истязания было непростым испытанием, уже не говоря о той невыносимой боли, которую при этом испытывал человек, растянутый на кресте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий