Вручение "Звезды Прометея" Илье Панадину

пятница, 8 июня 2012 г.

Жоффруа Рюдель - воин, поэт и композитор.

ЖОФФРУА РЮДЕЛЬ

JAUFRE RUDEL (1125-1148, другие варианты 1100-1147 или 1113-1170)
     Жоффруа Рюдель был правителем Блайи (на северо-запад от Бордо), герцог Ангулемский приходился ему двоюродным братом. Вот сохранившиеся до нашего времени руины его замка.
Согласно его биографии, он влюбился в графиню Годьерну из Триполи, слыша похвалы ее красоте и добродетели от паломников, возвращавшихся из Антиохии. Единственная тема его песен - разлука. Все песни таинственны и грустны. Чтобы увидеть эту "далекую любовь", Рюдель отправился на Ближний Восток в 1146 году, став участником 2 крестового поход. На корабле он заболел и умирающим был доставлен в Триполи. Об этом доложили графине; она пришла к нему и он умер у нее на руках, благодаря Бога за то, что позволил ему увидеть графиню. Рюделя похоронили в Триполи с большими почестями, а графиня, с горя, постриглась в монахини.
     Такова легенда, но неизвестно, существовала ли вообще такая дама. Была ли это дочь Раймона II правителя Триполи Мелисанда или его жена Одиерна; или принцесса Сесиль, жена Понса графа Триполи? Не исключено, что Рюдель создал эту даму в своем воображении, чтобы было о чем писать.По другой версии Жоффруа благополучно вернулся из неудачного крестового похода, но в 1166 году повторно уехал на восток, специально, чтобы встретиться впервые с дамой своей мечты. Именно из этой поездки он и не вернулся.
Рюдель, со своей "далекой любовью", еще больше развил тему куртуазной любви: эта любовь должна быть идеальной, чистой, благородной, недосягаемой. Легенда о Жоффруа Рюделе и его любви поражала воображение таких знаменитых поэтов и писателей, как Петрарка, Ростан и Гейне.
От Рюделя осталось 6 (или 8 по мнению других искусствоведов) песен, ноты имеются в рукописях четырёх из них, особенным успехом у современников он не пользовался; только в двух старопровансальских текстах упоминается о нём и его романтической любви.
.
 В фильме я использовал три видеоряда:

1. Фрагменты уникального фильма, не демонстрировавшегося ни в СССР, ни в России - "Парсифаль Гальский" (режиссер Эрик Ромер, 1978 год). Он снят в условной театральной манере, каждый кадр замышлялся, как живая картина из средневековых времен.
Aфиши фильма:

2. Картины малоизвестного в России художника-прерафаэлита ЭДВАРДА БЕРН-ДЖОНСА (Edward Burne-Jones).
Эдвард Берн-Джонс (1833-1898). Английский художник XIX в., на протяжении своего творчества неоднократно обращался к средневековому материалу. Эдварда Берн-Джонса, как правило, связывают с периодом середины и заката «артуровского возрождения» в Англии. Изможденные фигуры с его полотен, которые парят на фоне пейзажей, будто проступающих из снов, оказали немалое влияние на последующих художников. Манера Берн-Джонса стала едва ли не канонической для поздних викторианцев (художников, живших в правление королевы Виктории). В еще большей мере это относится к книжным графикам, в особенности - к Обри Бердслею, Уолтеру Крейну и Артуру Рэкхему. 
С артуровскими легендами Берн-Джонс познакомился в годы своего обучения в Оксфорде. Первым из литературных источников стала поэзия Теннисона, с которой его познакомил в 1853 г. его друг художник и поэт Уильям Моррис. В 1855 г. друзья вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори. Своим увлечением Мэлори друзья заразили еще одного художника из среды прерафаэлитов, Данте Габриэля Россетти, который вместе с ними принял участие в проекте создания фресок для Дискуссионного Общества Оксфордского университета (1857). В рамках этого проекта Берн-Джонс создал эскиз, а затем - настенную роспись по нему «Смерть Мерлина». Его интерес к Теннисону вновь возродился в 1859 г. после встречи с Моррисом: Берн-Джонс написал ряд картин на темы артуровских легенд. К этому периоду относится его картина «Сэр Галахад» (Fogg Art Museum, Cambridge).
В последующие два десятилетия Берн-Джонс неоднократно возвращался как к текстам Теннисона, так и к произведению Мэлори.
В последние десятилетия жизни художника его интерес к артуровскому материалу только возрос. Альбом этюдов и записные книжки за 1885 г. (British Museum, London) содержат зарисовки и пространные записи, касающиеся артуровской геральдики. Впоследствии они были использованы при создании эскизов для произведений декоративно-прикладного искусства, таких как «Роттингетские витражи» (1886) и «Гобелены Стэнмор-холла» (1791-1894). Обе эти работы иллюстрируют поиски Святого Грааля. Берн-Джонсу были заказаны иллюстрации к элитному изданию «Смерти Артура» Мэлори, которое Уильям Моррис планировал выпустить в издательстве «Kelmscott Press». Выпуск томов был прекращен из-за смерти самого Морриса, однако Берн-Джонс создал фронтиспис и титульный лист для каждого из двух томов «Высшей истории Святого Грааля» Себастиана Эвана (1898).
Последней работой художника, не завершенной из-за его смерти, стало живописное полотно «Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico). Сам Берн-Джонс полагал, что оно должно «стать суммой всех его идеалов в искусстве».
3. Иллюстрации к "Смерти Артура" Томаса Мэлори" ОБРИ БЕРДСЛЕЯ (Aubrey Vincent Beardsley) .
Обри Бердслей (1872-1898). Английский художник-график XIX в. 
Одной из наиболее известных работ Бердслея (хотя по мнению ряда специалистов, не самой удачной) считают серию иллюстраций и оформление подготовленное Дж. М. Дентом «Смерти Артура» Мэлори (1893-1894). Это издание было задумано как конкурентное проекту художника. писателя и философа Уильяма Морриса «Возрождение английской книги» (которое осуществляло издательство «Kelmscott Press»). Оформленное Бердслеем издание содержало 21 крупную иллюстрацию и 585 заставок, буквиц, рамок и орнаментов. Хотя в первых главах заметно влияние английского художника конца XIX в. прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, Бердслей вскоре разработал собственный стиль «арт нуво» (art nouveau), характерными чертами которого стали четкая линия, абстрактные растительные орнаменты и контрастное соотношение черных и белых форм. 
Еще более оригинальной была трактовка художником содержания книги. В его гравюрах рыцари, будто погруженные в летаргию и безжизненные или изнеженные, полностью пребывают под властью своих дам или под властью чар той или иной волшебницы. Вместо того чтобы прославлять романтическую куртуазность, Бердслей создал скорее сатиру на нее. К тому же его современников, викторианцев, не могли не шокировать изнеженные герои, обнаженные андрогинны, распутные сатиры и чувственные ангелы. Созданные им декоративные рамки для страниц более разнообразны, чем произведения Уильяма Морриса. В оформлении страниц Бердслей удачно подражал сложной роскоши средневековых рукописей, а заглавные буквицы и концовки глав очаровательны сами по себе и могут быть причислены к наиболее удачным его украшениям. 
Обри Бёрдсли родился в семье Винсента Пола Бёрдсли, чьими родственниками были состоятельные лондонские ювелиры, и Элен Агнес Питт, которая происходила из семьи врачей. Несколько поколений в семье отца страдали от туберкулёза. В 1879 году семилетнему Обри поставили аналогичный диагноз. Кроме того, легкомысленный отец вскоре после свадьбы промотал все семейные деньги и, так как он из-за болезни не мог заниматься постоянным трудом, матери, которую Обри боготворил, пришлось зарабатывать на жизнь работой гувернантки с преподаванием музыки и французского языка. В семье рано поняли, что их сын — вундеркинд. Рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (переезд в Лондон) вместе с сестрой Мейбл (впоследствии она стала актрисой) давал концерты, на которые собирались до 3000 человек. После возвращения в родной Брайтон он также находит поддержку своим талантам, ставит на школьной сцене спектакли, некоторые из которых привлекают внимание театральных критиков. Покинув школу, Обри сначала поступает чертёжником в студию одного лондонского архитектора, а в возрасте семнадцати лет определяется на службу клерком в лондонское страховое общество «The Guardian Life and Fire Insurance». Однако службу и любительские спектакли приходится бросить: осенью юноша начал кашлять кровью. Именно в это время из всех видов искусства Бердслей отдаёт предпочтение изобразительному. Несмотря на болезнь, некоторое время он посещает уроки в Вестминстерской художественной школе у профессора Ф. Брауна по совету Эдварда Бёрн-Джонса, который, кстати, познакомил его с Оскаром Уайльдом. Однако всего в искусстве он добился самостоятельно, и поэтому считается гениальным самоучкой.
Он дорожил своей репутацией меломана и библиофила. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала, как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи. Обри Бёрдсли в оригинале читал греческих и латинских авторов и «часто поражал учёных остротой восприятия всех тонкостей», как писал о нём современник. Слава настигла его в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману "Смерть Артура".
С 1894 по 1896 год (в это время к нему приходит невиданный успех после публикации 16 иллюстраций к уайльдовской «Саломее») его самочувствие резко ухудшается — и тогда создаются мрачные рисунки к «Падению Дома Ашеров» Эдгара По (1895). Сначала Обри думает о том, как бы выздороветь, потом — как почувствовать себя немного лучше, и, наконец, — прожить ещё хоть один месяц. Своему другу он писал в это время:
"Я знаю, болезнь моя неизлечима, но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход её был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймёте, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы…"
31 марта 1897 года Бёрдсли был принят в лоно католической церкви. «Среди наиболее близких его друзей при жизни числились англиканские пасторы и католические священники, которые отдавали должное искренности и глубине его веры»… Он получает то, о чём страстно молил: ещё год жизни. 
Последним его пристанищем стал «лимонный рай» Ментона на берегу Средиземного моря. 16 марта 1898 года в полном сознании, в присутствии матери и сестры, которым он поручил передать последние приветы многочисленным друзьям, Обри Винсент Бёрдсли скончался. 
На смерть художника поэт Алджернон Суинберн написал это стихотворение:

Возвратись к нам — хотя бы во сне, -
Ты, которому равного нет,
Ты, кому безразличен вполне
Мир земных потрясений и бед.
Но любовь, что была внушена
Чудным даром, чей свет не потух, -
Ты расслышишь. И тронет она
Твой свободный и царственный дух.

Привожу и перевод одного стихотворения самого Рюделя:

Когда соловей в листве
Дает любовь, просит и берет ее,
И, веселый, сочиняет свои песни
И смотрит на свою подругу,
И ручьи прозрачны и поля прекрасны
Из-за нового, правящего (чувства) радости,
В сердце мне приходит большое счастье.

Этой любовью я так воспламенен,
Что когда я бегу к ней,
Мне кажется, что назад
Я возвращаюсь, а она убегает;
А моя лошадь бежит так медленно,
Что вряд ли кто-нибудь доберется туда,
Если только Любовь не задержит ее для меня.

Я люблю ту даму,
Которой я не смею высказать мое желание;
Скорее, когда я смотрю на нее,
Я становлюсь несчастным из-за нее.
Буду ли я когда-нибудь столь дерзок,
Чтобы посметь сказать ей, что я принадлежу ей,
Так как о другом я не смею просить у нее пощады.

Ах! Как чудесны ее слова,
Как милы и приятны ее поступки;
Среди нас не родилась другая,
Которая имела бы такое милое тело:
Она стройна, свежа, с нежным сердцем;
Не думаю, что есть более прекрасная,
И ни на кого я не смотрел с такой радостью.

Любовь, я радостно ухожу от вас,
Потому что иду искать лучшую участь,
И я так удачлив,
Что скоро мое сердце обрадуется
Милости моего хорошего Врача,
Который любит меня, зовет и ценит,
И дал мне надежду.

воскресенье, 3 июня 2012 г.

Научная конференция в Москве.

Я только-что вернулся из столицы с 6-й Всероссийских краеведческих чтений, которые считаются крупнейшей и наиболее престижной конференцией краеведов в нашей стране. Эта конференция была посвящена 90-летию Сигурда Оттовича Шмидта (сына знаменитого героя "Челюскина"). Сам он - академик РАО, доктор исторических наук, профессор, является самым видным специалистом в современном краеведении. На фотографии рядом с ним Галина Николаевна Ищук (если вспомните, то однажды она была в нашем классе на открытом уроке по обществознанию в 7-м классе).
Среди выступавших на конференции были:
Каштанов Сергей Михайлович (Москва), член-корр. РАН, председатель Археографической комиссии РАН,  руководитель Высшей школы источниковедения, специальных и вспомогательных исторических дисциплин РГГУ
Пернетт  Седрик (Париж, Франция), доктор славистики, доцент университета Париж-Сорбонна, кстати, по русски он говорит так, что может дать фору любому лингвисту.
 Я тоже делал доклад, он назывался:
«Создание учебных фильмов по краеведческой тематике (помещичьи усадьбы Всеволожского района Ленинградской области) и некоторые вопросы методики работы с ними. Из опыта учителя истории». Статья, лежащая в основе доклада будет опубликована в научном сборнике конференции.
Перед вами секция №13, снимок сделан на фоне исторического здания, в XVI веке здесь была напечатана первая русская книга, а в XVIII - здесь в Славяно-греко-латинской Академии учился Михаил Ломоносов, во время конференции здесь проходили секционные заседания (сейчас это Историко-архивный институт).
Предлагаю посмотреть фильм, который я сделал на основе фото и видеоматериалов, их я снял во время конференции. Там есть моя презентация и устное выступление на конференции в записи, а также экскурсия по Российскому гуманитарному государственному университету, где проходило пленарное заседание конференции (а также по музею "Бородинская панорама", он только-что открылся после многолетней реставрации, туда водили на экскурсию приезжих участников). Этот вуз превращен в открытый для студентов и гостей университета музей истории искусства.
А теперь фильм о конференции:

вторник, 29 мая 2012 г.

Окончание учебного года.

Увы, но дождь все-таки был!
Поздравляю учеников 8Б с началом каникул, надеюсь, что летом погода будет хорошая и каждый хорошо отдохнет!
К каникулам - хорошая песня.
.
 Неприятные известия от Галины Анатольевны (к счастью не для всех).
Снова написали итоговую контрольную работу на два: Слава Горсков, Андрей Зуев, Таня Летова. Костя Мальцев, Богдан Павлов (у него рекорд, он не сумел решить вообще ни одного задания и набрал всего 2(!) балла; из какого количества(?), - видимо из 25!), Сперанский Дима, Васютин Ваня.
Консультация в четверг 31 мая в 10.00, а переписывание - 5 июня в 11.30.
Тогда же (31 мая) должна быть в школе и Светлана Николаевна (для тех, у кого красным цветом выведена в дневнике за год и четверть оценка по истории города).
.
Экскурсия в Царское Село.
Так выглядит прогноз погоды на завтра.
Если сравнивать с прогнозом на сегодня, то можно рассчитывать, что прогноз снова ошибается и дождя все-таки не будет.
Если погода хорошая - прогулка по малоизвестным паркам (Александровскому и Баболовскому), там есть любопытные вещи, вклющая самую большую в мире ванну из цельного гранита, могилу Григория Распутина, кладбище лошадей и готическую капеллу, Федоровский городок  + футбол. Если погода так себе, то поход по музеям в Пушкине (музей придворных карет, парадная анфилада Александровского дворца, экспозиция, посвященная Николаю II в Царском Селе, эти музеи мало известны, вряд ли кто-то в них был). Если погода плохая - то просто раздаю дневники и грамоты. У кого красным цветом выставлена оценка (в основном, это алгебра и история города, пересдача в четверг, в среду этих учителей нет).
На данный момент год закончили без троек Маша Алексеева, Дима Шестаков и Яша Бобров, к ним может присоединиться кто-то еще, например, Ксения Желтова или Никита Демидов, если получат по алгебре "четыре".

суббота, 26 мая 2012 г.

Серия объявлений.

Для учеников 11-х классов, сдающих ЕГЭ по истории
Встречаемся в 9.30 у гимназии (школы) №528 ул. Коллонтай д. 41 корп. 2
Не забудьте паспорт!
Для учеников 11 классов, сдающих обществознание:
Консультация будет не 11.06, а 9.06 в 12.00 из-за переноса выходных. 11.06 школа не работает.
Для учеников 8Б класса:
28.05 дежурство по школе
в этот же день сдача учебников на 3 уроке в каб. 204
в этот же день сдача дневников на проверку для выставления годовых оценок
Меня в школе в этот день нет, кроме меня администрации не с кем отправить школьников на ЕГЭ в другую школу.
30.05 Экскурсия. Подробнее смотри здесь позже. В этот же день выдача дневников и грамот за успешную учебу. 
.
К участившимся случаям прогулов Тани Летовой, а в компании с ней Влада Буслаева - почетно не сбежать с уроков, обманув бдительность вахтера, а исправить свои двойки и преодолеть себя. Берем пример со знаменитого короля.
Как звучала музыка в 12 веке? До нашего времени дошло около 1700 нотных записей только одних песнопений трубадуров, не говоря о церковной, танцевальной и иной музыки. Записывалась только сама мелодия, при этом не указывалась длительность звука, больше того указывался лишь интервал каждой следующей ноты в сравнении с последующей, но исходный звук, который начинал музыкальное произведение, каждый исполнитель определял сам. Принципиально не записывался аккомпанимент, инструментальное сопровождение было импровизационным. Обычно инструментов, сопровождающих пение было один или два. Начиналось произведение импровизационным вступлением инструмента, затем он сопровождал пение и наконец следовал импровизационный финал инструменталиста. Одно из самых знаменитых произведений европейского средневековья стала канцона короля Англии Ричарда Львиное Сердце  "Ja nuns hons pris".
 Ричард I сочинил канцону между декабрем 1192 и февралем 1194 года, когда он находился в плену сначала у герцога австрийского Леопольда, а затем у императора Генриха VI. В ней он жалуется на отсутствие помощи от друзей и подданных во время заключения.
В фильме приведены три интерпретации канцоны. Она звучит в исполнении ансамблей старинной музыки Alla Francesca (Франция), La Riverdie (Италия), Labor Intus (Канада).


                В качестве видеоряда использованы: 
графика на рыцарские мотивы Сальвадора Дали,
гравюры из серии "Темницы" Джованни Баттиста Пиранези,
фотографии замков, где содержался плененный король (они с анимацией - хорошо получились скачущие рыцари)
и миниатюры XV века.
.
              Канцона — один из основных жанров поэзии трубадуров — лирическое стихотворение о рыцарской любви. Иногда темой кансоны были религиозные вопросы. Это достаточно сложная поэтическая форма, состоящая обыкновенно из пяти-семи строф (но их могло быть и больше), замыкаемых одной-двумя посылками (торнадами) из трёх-четырёх стихов. В торнаде указывался адресат песни, часто называемый условным именем —сеньялем, — это могла быть сама дама, наперсник трубадура или его покровитель.
Вот текст канцоны короля в переводе на русский язык:
Канцона Ричарда
Напрасно помощи ищу, темницей скрытый.
Друзьями я богат, но их рука закрыта,
И без ответа жалобу свою
Пою…

Как сон, проходят дни. Уходят в вечность годы…
Но разве некогда, во дни былой свободы,
Повсюду, где к войне лишь кликнуть клич могу,
В Анжу, Нормандии, на готском берегу,

Могли ли вы найти смиренного вассала,
Кому б моя рука в защите отказала?
А я покинут! В мрачной тесноте тюрьмы
Я видел, как прошли две грустные зимы,
Моля о помощи друзей, темницей скрытый…

Друзьями я богат, но их рука закрыта,
И без ответа жалобу свою
Пою!
А это другой перевод, более точный по смыслу, но более свободный по форме.
Поскольку речи пленного напор
не свойствен, как и речи тех, кто хвор,
пусть песнь утешно вступит в разговор.
Друзьям, не шлющим выкупа, позор!
Мне из-за тех, кто на дары не скор,
быть две зимы в плену.

Пусть знает каждый в Англии сеньор,
в Анжу, в Гаскони, словом, весь мой двор,
что я их безотказный кредитор,
что мной тюремный отперт бы запор
и нищим был, скажу им не в укор, –
а я еще в плену.

У пленных и у мертвых, искони
известно, нет ни друга, ни родни.
Я брошен. Злата и сребра ни-ни,
все ждут. Но будут – даже извини
я их – обвинены они одни,
коль я умру в плену.

Сеньор мой вверг страну в раздор, сродни
чему раздор в душе. Меж нас грызни
не должно быть, по слову клятв: они
обоими давались в оны дни.
Но вырвусь скоро я из западни,
не век мне быть в плену. 

Сестра графиня! Бог, вам давший все
дары да будет милостив к красе,
у коей я в плену.
.
Кратко об обстоятельствах пленения Ричарда.
Возвращаясь из Палестины после неудачного крестового похода, король сделал остановку на Кипре. 9 октября 1192 года Ричард покинул Кипр. Его флот попал в серию штормов, продолжавшуюся шесть недель. За несколько дней до планируемой высадки в Марселе, король получил известие о том, что будет захвачен французским королем, как только ступит на землю. Он повернул обратно и был вынужден причалить к острову Корфу, принадлежащему Византии, где встретил два пиратских корабля. Пираты выразили желание провести с Ричардом переговоры, тот, согласившись, посетил их в сопровождении нескольких приближённых. Вместе с пиратскими судами король продолжил путешествие вдоль Адриатического побережья и высадился близ Рагузы. Земли, где находился Ричард, принадлежали вассалу австрийского герцога и личного врага Ричарда Леопольда V Майнарду Гёртцкому, у которого король должен был получить разрешение на проход до Альп. Понимая, что рискует свободой, а то и жизнью, он назвался купцом Гуго, сопровождающим графа Бодуэна Бетюнского, возвращающегося из паломничества. Гонец, отправленный к Майнарду, получил также для графа Гёртцкого ценные подарки. Однако именно щедрость мнимого купца вызвала подозрения у Майнарда, что с графом Бетюнским путешествует сам Ричард. Разрешив паломникам переход через свои земли, Майнард в то же время просил своего брата Фридриха Бетесовского захватить короля. Один из приближённых Фридриха, некий Роже д’Аржантон, получил приказ обыскать все дома в городе и найти Ричарда. Увидев короля, д’Аржантон умолял его поскорее бежать, и Ричард, сопровождаемый всего двумя спутниками отправился в сторону Вены. Через трое суток король остановился в местечке Гинана на Дунае. Один из слуг Ричарда, знавший немецкий язык, отправился купить еды. Он навлёк на себя подозрения тем, что пытался расплатиться золотыми безантами, никогда прежде не виданными местными жителями. Слуга поспешно вернулся к Ричарду и просил того срочно покинуть город. Однако короля настиг приступ болезни, которой он страдал с того времени, как побывал в Палестине. Беглецам пришлось задержаться на несколько дней. 21 декабря 1192 года спутник короля снова отправился в город за едой и был арестован, так как у молодого человека были перчатки с гербом Ричарда. Слугу заставили раскрыть убежище короля. Схватил Ричарда Георг Роппельт, рыцарь австрийского герцога Леопольда, находившегося в то время в Вене. Сначала короля Англии держали в замке Дюрштайн в шестидесяти километрах от Вены. Вот этот замок.
Потом — в Оксенфурте, близ Вюрцбурга. В Оксенфурте Ричард был передан императору Генриху. Позднее местом заключения стала крепость Трифельс. Вот она.
По сообщению Рауля Коггесхолла, по приказу императора король был окружён охраной днём и ночью, но сохранял присутствие духа. Стража с обнажёнными мечами не давала никому приблизиться к Ричарду.
Генрих VI в Хагенау на специально созванном собрании высокопоставленных духовных и светских лиц огласил список обвинений, предъявляемых им Ричарду. По мнению императора, из-за действий английского короля он потерял Сицилию и Апулию, на которые претендовала его супруга Констанция. Император не обошёл своим вниманием свержение императора Кипрского, своего родственника. По словам Генриха, Ричард продавал и перепродавал остров, не имея на то никакого права. Также прозвучали обвинения короля в смерти Конрада Монферратского и попытке убить Филиппа Августа. Были упомянуты эпизод с оскорблением знамени герцога Австрийского и многократно выказываемое презрение к крестоносцам из Германии. Ричард, присутствовавший на собрании отверг все обвинения и, по рассказу хрониста, его защита была столь убедительна, что он «заслужил восхищение и уважение всех». Сам император «проникся к нему не только милосердием, но даже стал питать к нему дружбу». Соглашение о выкупе короля Англии было принято 29 июня. Император потребовал 150 тысяч марок — двухлетний доход английской короны. Известно, что Филиппа Августа обвиняли в попытке подкупа императора: будто бы он предлагал сумму, равную выкупу, либо бо́льшую, лишь бы тот продолжал удерживать Ричарда в заключении, однако Генриха удержали от нарушения клятвы имперские князья.
В Англии о пленении Ричарда стало известно в феврале 1193 года. Алиенора Аквитанская, его мать, обратилась к папе Целестину, упрекая его в том, что он не сделал всё возможное, чтобы вернуть Ричарду свободу. Целестин отлучил от церкви Леопольда Австрийского и довёл до сведения Филиппа Августа, что отлучению подвергнется и он, если принёсет ущерб землям крестоносцев (в их число входил и Ричард), но против императора Генриха ничего не предпринял.
После получения условий, на которых должен был быть освобождён король, всем налогоплательщикам было приказано предоставить четвёртую часть доходов для сбора средств на выкуп. Алиенора Аквитанская лично следила за выполнением предписания юстициариев. Когда стало ясно, что требуемую сумму не удаётся собрать, было решено отправить императору двести заложников до тех пор, пока он не получит весь выкуп. Алиенора лично доставила деньги в Германию. В 1194 году на торжественном собрании в Ричард получил свободу, но был вынужден принести присягу императору и обещать ему выплату ежегодно пяти тысяч фунтов стерлингов. Кроме того, Ричард помирил императора и герцога Саксонского, залогом согласия должен был стать брак одного из сыновей герцога и девушки из рода императора. 4 февраля 1194 года Ричард и Алиенора покинули Майнц. По сообщению летописца, после отъезда английского короля император пожалел о том, что отпустил узника, «тирана сильного, воистину угрожающего всему миру», и отправил за ним погоню. Когда же Ричарда не удалось схватить, Генрих ужесточил условия, в которых содержались остальные английские заложники.
Филипп II послал Иоанну Безземельному, правившему Англией в отсутствие Ричарда, письмо со словами «Будь осторожен. Дьявол на свободе».
От короля дошли и другие стихотворения, но уже без музыкального текста. 

суббота, 12 мая 2012 г.

Итоги II Первенства 8Б класса по настольному теннису.

Вопросы для проверочной по истории для 8Б класса:
Пересказы:
Ленин, Николай II, Александр III (1/3 страницы в каждой клетке, включая поля)
Определения:
либеральное народничество, "теория малых дел", "Освобождение труда" (+2 даты), "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (+2 даты), "Священная дружина" (+дата), Тройственный союз (+дата), стачка, КВЖД, "Союз трех императоров" (+дата), циркуляр
Имена (кто это? чем прославился и когда?):
Игнатьев, Горчаков, Черняев, Гурко, Скобелев, Николай Николаевич, Дагмара, Георгий Александрович, Михаил Александрович, Алиса Гессенская, Катков, Победоносцев, Плеханов, Александр Баттенберг
Территории (где находится? что и когда там произошло?):
Плевна, Шипка, Карс, Сан-Стефано
параграфы 28, 29-30 (пп. 1-3), 34, 35, записи
.

Комментарий к фильму на плеере. Его главные герои - малоизвестный художник Витторио Кривелли и португальский композитор Педро (де) Эскобар. Оба они жили в конце XV века.
Жизнь Эскобара была трагична. Родился он в Португалии, но большую часть своей карьеры провел в Испании, в том числе и при дворе кастильской королевской семьи. Сохранились документы, в которых он просит улучшить положение певчих капеллы, которой он руководил, возможно в этих письмах разгадка и последнего документа, относящегося к 1535 году и написанным третьим лицом, которое сообщает своему адресату, что Педро Эскобар пребывает в крайней нищите и страдает алкоголизмом. От него до нас дошли две мессы, реквием и большое количество мотетов (небольших церковных песнопений). Звучат четыре его мотета, в том числе знаменитая Stabat Mater ("Мать скорбящая стояла" на стихи Якопо да Тоди).
Витторио Кривелли родился в Венеции около 1440 года. Впоследствии, даже покинув родной город художник гордился тем, что родился именно здесь. Свои картины он подписывал – "Витторио Кривелли, Венецианец". Его отец Якопо был художником и жил в приходе святого Моисея. Больше о нем ничего неизвестно. Его старший брат Карло был крупным, хотя в свое время и не получившим широкой известности, живописцем.
Спустя короткое время после его смерти Джорджо Вазари, составлявший знаменитый сборник биографий итальянских художников, ни разу не упоминает его имя, как и имя его брата Витторио. В его творчестве сочетались приемы Реннесанса и традиции поздней готики. Эта же особенность характерна и для творчества его младшего брата. Видимо именно у него Витторио брал первые уроки. Принято считать, что братья были сопоставимы в профессионализме, но оригинальность в трактовке сюжета, яркость и неожиданность образов в большей степени были характерны для Карло, который был старше Витторио на пять лет. Сохранилась только одна большая работа – полиптих для церкви в городе Монте Сан Мартино, в которой оба брата принимали участие вместе, но можно предположить, что на самом деле их было больше.
 Сразу после смерти Карло Кривелли был забыт. Его картины вновь привлекли внимание специалистов и широкой аудитории только в середине 19 века. Современные искусствоведы находят в творчестве Витторио мотивы творчества двух других художников – Антонио Виварини и Джованни Д`Алеманья, хотя никаких документов об учебе у них художника не сохранилось. Второй из этих художников видимо происходил из Германии. 
В 1465 году он вместе с братом переехал в Зару, которая расположена в Далмации. Отсюда он вернулся на Аппенинский полуостров только в 1481 году, когда поселился в области Марке. Именно здесь он прожил до своей смерти в городе Фермо в 1502 году.
Сразу после смерти он, как и брат, был забыт, и если Карло Кривелли привлек внимание искусствоведов еще в середине XIX века, то первая выставка, посвященная Витторио, состоялась только в 2011 году в провинциальном итальянском городе Сарнано. 
Вместе с тем, Витторио Кривелли любопытен тем, что работал в глухой провинции тогдашней Италии и его творчество отражает запросы и вкусы провинциальной знати и купечества, хотя работал он в основном по заказам местного духовенства.
.

Вот как выглядят итоговые таблицы Первенства класса по настольному теннису.
В первом финале преимущество Влада было безоговорочным.


Гораздо более упорной была борьба за четвертое место. Первоначально каждый из участников выиграл по одной партии из двух. Во втором круге определился победитель - Яша, одержавший две победы.

.
В матче победителей двух финалов (Суперкубок) победу одержал Влад. 
...
Комментарий к видео на плеере вверху.
Художник Эль Греко родился на Крите в 1541 году, учился живописи в Италии с 1567 года, а всемирную славу получил, переселившись в Испанию и поступив на службу к зловещему Филиппу II в 1576 году. Долгое время считалось, что ранних, созданных в юности на Крите, работ художника не сохранилось. Эта точка зрения была опровергнута в 1983 году, когда была найдена первая из его греческих работ "Успение Богородицы", которая содержала личную подпись Эль Греко. Вслед за этим, на основе сходства с этой работой, и, учитывая дальнейшую эволюцию мастера, искусствоведы ему приписали еще несколько без сомнения талантливых критских икон. Часть исследователей относят к критскому периоду и "Моденский триптих", в котором отчетливо видны признаки итальянского влияния и который считался прежде работой венецианского периода творчества художника. Крит в то время был колонией Венеции и для знакомства с итальянской школой живописи достаточно было зайти в католическую церковь (родителей Эль Греко искусствоведы считают именно католиками, несмотря на то, что его дядя был православным священником). Принято считать, что уже к 1563 году, за 4 года до отъезда в Италию, Эль Греко был уже сложившимся художником и, возможно, даже руководителем художественной мастерской (документы называют его Мастером Доменико Теотокопули). Возможно художник в юности находился под влиянием творчества другого критского художника - Михаила Дамаскина. В фильме собраны все немногочисленные работы приписываемые раннему Эль Греко.
Эль Греко. Поклонение волхвов. 1565-67 годы (Крит или Венеция).
.
Михаил Дамаскин. Мученичество Параскевы.
.
Красивое оформление сайта - для перехода щелкнуть мышью по картинке.



суббота, 5 мая 2012 г.

Новости.

Не упустите возможность побывать на Международной конференции в Москве или Сарове и увидеть в реальном времени выступление победителя - Ильи Панадина. Перейдя на американский хостинг SciVee, можно прочитать и все исследование (для этого нужно нажать на More или скачать, нажав на Mountain movies). Сразу хочу предупредить, что видеорядом является не реальная презентация, которая сопровождала доклад, а упрощенный фильм, сделанный по ее мотивам. Презентация - секрет, вызывавший удивление жюри, поэтому принцип ее создания можно будет использовать в будущем для других исследовательских работ, я ее не стал публиковать.
Приятного просмотра! Надеюсь, что у тех, кто будет смотреть, появится стимул вести научно-исследовательскую работу по истории.


...
Состоялся турнир в последней предварительной группе Первенства класса по теннису. Увы, записавшись на турнир, Никита Демидов растворился в тумане, не объяснив даже мотивов своего ухода, а Максим Досенко ограничился ролью зрителя и принял участие только в традиционном чаепитии после окончания матчей. Так как число участников сократилось и выяснилось, что теннисного шарика никто с собой не захватил, то к участию были приглашены Илья Панадин и Андрей Боковой. Борьба за победу в турнире была упорной и результаты оказались весьма неожиданными.
Вот как выглядит будущая финальная часть турнира.
Главный финал:
Влад Фищенко (Влад, имей совесть, сдай дневник на проверку! Родители должны знать о твоих плохих оценках!)
Слава Горсков
Андрей Боковой
Второй финал:
Вова Лихоманов
Сперанский Дима
Бобров Яша
Боковой Даниил
.
Приглашаем Илью Панадина для судейства и участия в чаепитии. Турниры проводятся по круговой системе, в первом разыгрываются кубки, во втором медали.
.
Некоторая информация о младшем брате Даниила.
Андрей играет в футбол за команду "Невский завод". Его амплуа - правый нападающий (как Владимир Быстров). Среди последних побед его команды - выигранные турниры в Автово и на Украине. В нашем лицее он учится в 5Б классе. На данный момент у него выходят за четверть всего четыре четверки, остальные - отличные оценки. Любимый предмет - математика. Среди хобби - чтение и компьютер.
Эмблема ФК "Невский завод"
.
Случайные поиски по интернету могут дать совершенно неожиданные результаты! 
Дело было в городе Владимире на Всероссийском турнире по шахматам. Одна из партий, сыгранных на турнире, вызвала гораздо больший интерес, чем весь турнир в целом! Татьяна Летова из Санкт-Петербурга сыграла вничью с противницей - Ириной Пуховской (тоже из Санкт-Петербурга). Известность этой партии принесло не то, что она закончилась на 12 ходу, а то, что причиной ничьи был пат (отсутствие возможности одной из сторон сделать хотя бы один ход)! На видео, представленном внизу, известный московский спортивный журналист Евгений Потемкин (специализируется на шахматной тематике) договаривается по телефону со спортивным клубом имени Чигорина о разрешении опубликовать текст уникальной партии в печати (на этом видео он еще не знает, какая тайна скрывается за этим событием). Попробуйте разыграть ее сами - все ходы проговариваются в видео. Кстати, оргкомитет турнира потратил большое время на расследование тайны этой загадочной партии. Результат расследования был абсолютно неожиданный (настоящий детектив в стиле Агаты Кристи). Если сами покопаетесь в интернете, взяв на себя миссию частного детектива, то сумеете раскрыть казавшееся невероятным происшествие, а заодно увидеть как выглядела Таня два года назад (без металла).  

А вот и Таня!

...
Может пригодиться!
Независимые экспертизы неожиданно признали лучшим антивирусом 2011 - начала 2012 года австрийский Emsisoft Anti-Malware.
Используется самая большая коллекция с 3339 образцами вирусов, троянов и прочей нечисти. Проводит тестирование Клуб сисадминов.

Антивирус                                                         Пропущено
Антивирус Касперского                                             15
Dr. Web 6                                                                506
Symantec Endpoint Protection 11                                313
Norton Internet Security 17                                        509
Eset NOD32 v4.2                                                       1649
Avira Antivir                                                               92
Comodo Internet Security                                             8
Avast 5                                                                      12
Avast Linux Edition                                                      13
Microsoft Security Essentials                                       187
G-Data Antivirus 2010                                                   2
BitDefender Antivirus 2010                                           86
AVG                                                                         471
Panda Cloud                                                             250
Panda Antivirus                                                         110
ClamAV for Windows                                                2881
Dr. Web CureIt                                                         518
McAfee VirusSca                                                        28
Emsisoft Anti-Malware                        2

Обратите внимание на высокий процент обнаружения угроз антивирусами Comodo и Avast. Потрясают результаты G-Data и Emsisoft. Особенно удивительно, что непопулярные на первый взгляд бесплатные антивирусы показывают такие высокие результаты, в то время как множество платных и знаменитых продуктов пропустило около 20% угроз, а NOD пропустил вообще половину вирусов!
Я на собственном опыте, установив Emsisoft Anti-Malware у себя на ПК, убедился в его быстроте, легкости (во время сканирования можно спокойно монтировать фильм), надежности (находит то, что не смогли найти другие антивирусы).
Так выглядит правильная настройка веб-защиты - обратите внимание, что скачивается антивирус с запрещением всех сайтов! Установить антивирус можно с месячным испытательным бесплатным сроком. Затем, если ты не покупаешь его за 695 рублей в год, его можно использовать как сканер без защиты в реальном времени, но в паре с любым другим антивирусом, обеспечивающим ее.
В заключение - ссылка на детальный обзор нейтрального специалиста comss.ru (крутой авторитет в области антивирусной защиты) и на скачивание Emsisoft Anti-Malware 6.5
А ниже - небольшой фильм об этом антивирусе.