Вернуться к редактированиюXXVI Всероссийская конференция школьников СПбГУ

суббота, 10 сентября 2011 г.

Шахматная страничка. К началу первенства класса.

                    Шахматы являются не просто игрой, многие рассматривают их как искусство, наряду с музыкой или живописью, восхищаясь красотой комбинации; некоторые расценивают их как элемент военного мастерства, тренирующего стратегию и тактику. Шахматы неоднократно становились свидетелями крупных исторических событий – например, именно за шахматной партией скончался Иван Грозный. Предлагаю вашему вниманию топ-тройку самых известных художественных явлений, связанных с шахматами.
№ 1. Джазовая пьеса композитора Алексея Козлова в исполнении ансамбля “Арсенал”. Это был один из первых советских телеклипов. За пьесой закрепилось название “Ностальгия”, но сам клип назывался “Шахматисты”. Под потрясающую музыку двое похожих друг на друга персонажей (словно механические куклы или близнецы) переставляли фигуры на доске, безразличные как к окружающему миру, так и к самой игре.
№ 2. Автоматический шахматист.
автомат Кемпелена
              Осенью 1769 года ко двору австрийской императрицы Марии-Терезии был приглашен французский физик Пеллетье, славившийся своими магнитными опытами. В те времена они традиционно облекались в форму фокусов. Заинтригованная императрица попросила своего придворного советника Кемпелена объяснить ей непонятные явления и трюки. Вольфганг (Фаркаш) фон Кемпелен, венгр по происхождению, был видным государственным деятелем, выдающимся изобретателем и механиком. Он создал много оригинальных приспособлений и конструкций: паровую машину, гидравлическую систему знаменитых фонтанов в Шенбруннском дворце, пишущий прибор для слепых. Ему, в частности, принадлежит проект канала между Дунаем и Адриатическим морем. Занимая высокие государственные посты советника казначейства и управляющего соляной промышленностью, составлявшей императорскую монополию, Кемпелен располагал достаточными возможностями для осуществления своих инженерных замыслов. Но то была эпоха не только великих открытий, но и великих обманов и заблуждений, время поисков философского камня и эликсира вечной молодости, время, когда при дворах европейских столиц подвизались такие блистательные авантюристы, как Калиостро и Казанова. И Кемпелен был сыном своего времени... Фокусы Пеллетье показались ему детской забавой, но натолкнули на неожиданную идею, которой суждено было обрести бессмертие.
- Ваше величество, - поклонился императрице Кемпелен, - я мог бы вам показать нечто более интересное…
- Ловлю вас на слове, - сказала Мария-Терезия.
По высочайшему повелению изобретатель был освобожден от всех служебных обязанностей и на полгода удалился в свое имение в Прессбурге (ныне Братислава). В один из февральских дней 1770 года в венский дворец Хофбург было доставлено странное сооружение. Придворные окружили таинственный предмет, пытаясь отгадать, что придумал неистощимый Кемпелен. Но вот он сдернул атласное покрывало, и все застыли в немом изумлении. Перед взорами присутствующих предстала фигура турка, облаченного в пестрый восточный наряд. Турок сидел за деревянным сундуком. Его голова, покрытая чалмой, была чуть опущена, а глаза невидящим взглядом уставилась на шахматную доску с массивными фигурами.
- Ваше величество, - торжественно произнес Кемпелен, - предложите кому-нибудь сыграть с автоматом партию в шахматы.
- Господа, - улыбнулась Мария-Терезия, - кто примет вызов?
- Я! - отозвался молодой вельможа, слывший сильным шахматистом.
Кемпелен подошел к сундуку, вставил в отверстие ключ и завел пружину. И тут турок ожил. Голова его стала покачиваться из стороны в сторону, а глаза свирепо вращаться в орбитах. Затем он медленно протянул вперед руку, поднял с доски королевскую пешку, передвинул ее на два поля и замер в ожидании. Гул удивления пронесся по залу. Вельможа снисходительно улыбнулся. Игра началась. Но вот турок трижды кивнул головой и победоносно оглядел собрание. Вельможа вопросительно взглянул на Кемпелена.
- Это значит, что вам шах, - заметил Кемпелен. - И мат, - добавил он с лукавой усмешкой.
- Невероятно! - воскликнул уязвленный придворный. - В ящике спрятан человек!
Этого обвинения Кемпелен, конечно же, ожидал. Он молча подошел к сундуку и отворил дверцы. Внутренность была заполнена шестеренками, зубчатыми передачами, рычагами, валиками. Механический шахматист был безупречен. Демонстрация автомата не ограничивалась шахматной партией. Кемпелен доставал из ящика шесть миниатюрных досок с заранее расставленными позициями и предоставлял публике возможность оценить шансы сторон. Затем он предлагал выбрать любую из этих позиций и защищать любой цвет фигур, но только при одном условии: первый ход всегда принадлежал турку. И он всегда побеждал. В заключение кто-либо из зрителей ставил коня на одно из полей шахматной доски, и турок обскакивал им все 64 клетки, ступая на каждую только по одному разу (так называемый "эйлеровский ход коня"). Добровольцы вели запись, но автомат никогда не ошибался. Молва о необыкновенном изобретении разнеслась по всей стране. Респектабельные бюргеры приезжали в Вену, чтобы увидеть волшебного турка. История сохранила воспоминания очевидцев. Одно из них принадлежит Карлу фон Виндишу, бургомистру Прессбурга, человеку образованному и любознательному. В 1783 году он выпустил небольшую книжечку под названием "Письма о шахматном автомате господина фон Кемпелена". Следующий отрывок позволяет не только воссоздать картину демонстрации автомата, но и понять чувства, владевшие зрителями. "Предположение, что автомат управляется человеком, возникало уже в первые минуты демонстрации, - пишет Виндиш. - Многие зрители были в этом настолько убеждены, что не стеснялись высказывать свое мнение вслух. Но всех нас ожидало потрясение, когда господин фон Кемпелен раскрыл настежь дверцы ящика. При этом он поворачивал автомат во все стороны, освещал его внутренность свечой, приподнимал одежды турка, разрешал заглядывать в любые щели. Когда же мне, несмотря на все старания, не удалось обнаружить ни одного подозрительного предмета величиной хотя бы со шляпу, моему самолюбию был нанесен жестокий удар. Такое же чувство испытывали и остальные зрители, что красноречиво отражалось на их вытянувшихся лицах. Одна пожилая дама, вспомнив сказки своего далекого детства, горько вздохнула, перекрестилась и отошла к оконной нише прочь от нечистой силы, которая, по ее убеждению, скрывалась в ящике. Впоследствии я не раз осматривал автомат, испытывал его на все лады, играл с ним в шахматы и должен откровенно признаться, что ничего не понял. Утешаюсь мыслью, что и другие, более сведущие в механике люди, оказались в таком же положении: никто не смог раскрыть секрета… Если это обман, то пусть будет так! Во всяком случае, это такой обман, который делает честь человеческому гению, обман потрясающий и непостижимый…" Публика не спускала глаз с изобретателя, подозревая, что он каким-то образом связан с автоматом и руководит его игрой. Большей частью произносилось загадочное слово "магнетизм". Однако Кемпелен разрешал ставить между собой и автоматом магнит, что, разумеется, на игре турка никак не отражалось. В нескольких шагах от автомата находился небольшой столик. Во время демонстрации изобретатель ставил на него маленькую шкатулку, куда то и дело с таинственным видом заглядывал. На вопросы зрителей он отвечал, что в шкатулке находится "главный секрет", без которого автомат играть не может. Кемпелен недолго демонстрировал свой автомат в Вене, придворного советника ждали непосредственные служебные обязанности. В начале 1771 года турок был "законсервирован" и целых десять лет не подавал признаков жизни. В 1781 году сын Екатерины II, наследник русского престола Павел со своей женой Марией Федоровной отправился в путешествие по Европе. Первым городом на пути великокняжеской четы была столица Австрии Вена. Император Иосиф II (сын Марии-Терезии) захотел удивить русского принца чем-нибудь из ряда вон выходящим. И тогда советники напомнили ему о шахматном автомате. Снова был призван Кемпелен, и в назначенный срок подновленный турок предстал во всем своем загадочном обличии перед будущим русским царем и его свитой. Шахматный турок привел Павла в изумление. Он уговорил австрийского императора отправить Кемпелена в поездку по Европе, пригласив его заодно и в Россию. Такой поворот событий не входил в расчеты Кемпелена. Создавая для Марии-Терезии игрушку, он не предполагал, что это повлечет столь неожиданные последствия. Однако отказываться от монаршего повеления он не мог и решил взять с собой еще один автомат, чтобы поддержать свой престиж изобретателя. Как раз в это время он занимался изучением механизма человеческой речи и работал над созданием "говорящей машины". Машина представляла собой ящик, куда при помощи небольших мехов нагнетался воздух. Струя воздуха, проходя по трубкам, заставляла колебаться специальные пластины, вызывая звук определенной высоты. Членораздельность речи достигалась системой клапанов, прерывающих воздушный поток. Когда клавиши нажимались в определенной последовательности, звуки угадывались как слова. Поскольку вибрирующие пластины были сделаны из металла, а резонирующее устройство - из дерева, машина произносила слова неестественным тоном, напоминающим голос ребенка. Вот почему в некоторых источниках она называется куклой, имитирующей детскую речь. Свой многолетний труд Кемпелен подытожил в 1791 году, выпустив в Вене книгу "О механизме человеческой речи и устройстве говорящей машины". Готовясь к поездке по Европе, Кемпелен целый год провел в уединении, совершенствуя свои автоматы. Не обошлось и без нововведений. Турок уже не только играл в шахматы, но и отвечал на вопросы, иными словами, давал интервью. Вот одна из "пресс-конференций", описанная немецким математиком Карлом Фридрихом Гинденбургом в книге "О шахматном игроке господина фон Кемпелена", изданной в Лейпциге в 1784 году.
- Сколько вам лет?
- 192 месяца.
(Восточные народы считают на луны).
- Вы женаты?
- У меня много жен.
(Ага, значит, гарем).
- Что находится в шкатулке?
- Часть секрета.
(Главное - таинственность).
- Как и благодаря чему эта машина управляется?
- Разве вы не видели?
(Разумеется, видели. Кемпелен, как всегда, показывал внутренность ящика).
Конечно же, турок всего этого вслух не произносил. Перед ним ставилась дощечка с алфавитом, он указывал пальцем на соответствующие буквы, а демонстратор слагал из них слова и фразы. Любопытно, что в ответ на вопрос, сколько вариантов содержит шахматная партия, турок показывал на единицу, а затем многократно на ноль, как бы демонстрируя бесконечность. Но не мог же турок слышать вопросы зрителей! Не мог. После каждого вопроса демонстратор "колдовал" у "главного секрета", а затем заводил автомат разным числом поворотов ключа, имитируя связь с машиной. В начале 1783 года Кемпелен с женой, двумя детьми и помощником, известным под именем "господин Антон", отправился в двухлетнее путешествие по Европе. Главной целью своих гастролей он избрал Париж. И это не случайно. Во второй половине XVIII века столица Франции была законодательницей шахматных мод. Здесь жил сильнейший шахматист мира Франсуа Андре Даникан-Филидор, а шахматное кафе "Режанс" пользовалось известностью далеко за пределами страны. "Париж, - писал в 1761 году французский философ Дени Дидро, - это то место в мире, а кафе "Режанс" - то место в Париже, где в шахматы играют лучше всего". В Париже турок сражался успешно, хотя и проиграл несколько партий французским мастерам. На вопрос, готов ли он встретиться с Филидором, скромно отвечал: "Мне не следует состязаться с таким сильным игроком". Тем не менее эта встреча состоялась. Филидор находился в зените своей славы. Его знаменитый учебник - "Анализ шахматной игры" занимал почетное место в библиотеках известных политиков и великих мыслителей. Он наголову превосходил всех европейских шахматистов и играл с ними не иначе, как со значительной форой или не глядя на доску. Филидор был не только сильнейшим шахматистом мира, но и выдающимся композитором, одним из создателей французской комической оперы. Он на себе изведал нелегкие условия жизни артистов и всегда относился к собратьям по сцене с уважением, пониманием, терпимостью. На этих чувствах и попытался сыграть Кемпелен, когда за день до встречи попросил у Филидора аудиенцию. Их беседу воспроизвел впоследствии старший сын композитора Андре. - Я не волшебник, - сказал Кемпелен, - и шахматный автомат играет не сильнее меня. Но сейчас это мой единственный источник заработка. Если автомат одержит над вами победу, то об этом сообщат газеты и мое существование будет обеспечено. Филидор был смущен. Шахматное самолюбие боролось с присущим ему альтруизмом. Он ответил уклончиво:  Я могу проиграть только в том случае, если ваш автомат проявит достаточную силу. Встреча состоялась в Парижской академии наук. Турок не оказал достойного сопротивления и потерпел поражение. Видимо, ему было свойственно волнение. Не остался безучастным и Филидор. По свидетельству того же Андре, ни один другой шахматный поединок не оставлял отца таким взволнованным. Поражение, однако, не умерило всеобщего интереса. Только теперь в случае неудач (впрочем, весьма редких) на вопрос, как играл его соперник, турок отвечал: "Так же хорошо, как Филидор". Имя Филидора стало для Кемпелена щитом и рекламой. К этому времени относится встреча Кемпелена с одним из прославленных людей XVIII века, знаменитым ученым, философом и политическим деятелем Бенджамином Франклином. Франклин жил в Париже, возглавляя дипломатическую миссию североамериканских колоний, восставших против английской короны. Еще до того, как шахматный автомат появился в Париже, Франклин проявил к нему живой интерес. Его венский корреспондент М.Вальтравер в письме, датированном 12 декабря 1782 г., сообщал: "Это письмо я пишу по просьбе г-на Вольфганга фон Кемпелена, советника его императорского величества по финансовым вопросам. Он получил отпуск на два года и готов посетить Париж, Брюссель и Англию. Кемпелен намерен выставить для демонстрации фигуру турка, играющего в шахматы. Это необыкновенный образец его искусства в механике и в то же время средство покрыть дорожные издержки…" Далее, описав внешний вид автомата, Вальтравер заключает: "Я сам дважды присутствовал на представлениях, но так и не смог определить, кто управляет механизмами автомата. Все это достойно изумления". Когда Кемпелен прибыл в Париж, Франклин посетил несколько демонстраций автомата. По воспоминаниям внука, он был восхищен игрой автомата. В архиве Франклина сохранилось коротенькое письмо, адресованное ему Кемпеленом: "Если я, - пишет изобретатель, - сразу после возвращения из Версаля не обратился к Вам с просьбой вновь посетить демонстрацию шахматного автомата, то только потому, что мне понадобилось несколько дней, чтобы наладить мою другую машину, которую я бы тоже хотел Вам показать". Речь шла о "говорящей машине". Выдумка Кемпелена пришлась ученому по душе. Франклин снабдил его рекомендательным письмом к саксонскому графу фон Брюлю (шахматному партнеру Филидора), проживавшему в Лондоне, что в немалой степени облегчило неспокойную жизнь путешественника. Видимо, Франклин расценивал публичный показ автомата как одно из средств популяризации шахмат, чему всячески содействовал. Кемпелен побывал в Лондоне, провез турка по немецким городам и в конце 1784 года вернулся в Австрию, прекратив публичные демонстрации автомата. Его ждали настоящие дела, которым стоило посвятить жизнь. Кемпелен умер в 1804 году, унеся с собой тайну. О чудесном автомате стали уже забывать, как вдруг он объявился снова. Время для шахматных баталий было неподходящее. На полях Европы бушевали Наполеоновские войны. Особенно страдала Австрия, дважды французские солдаты топтали ее земли. Весной 1809 года пала Вена, и Наполеон расположился в Шенбруннском дворце. Мирные переговоры затягивались, император томился от вынужденного безделья и иногда позволял себе маленькие развлечения. Однажды он пожелал сыграть со знаменитым шахматным автоматом, о котором был наслышан в дни своей молодости. Встреча произошла в знакомом для турка Шенбруннском дворце, только место рядом с ним занимал теперь не Кемпелен, а другой австрийский механик - Иоганн Непомук Мельцель. Уроженец баварского города Регенсбурга, он приехал в Вену в 1792 году двадцатилетним молодым человеком. Вначале давал уроки музыки, но вскоре обратил на себя внимание незаурядными техническими способностями и в 1808 году получил должность придворного механика. Как и Кемпелен, Мельцель был прирожденным изобретателем, но специализировался главным образом на механических музыкальных инструментах. Он сконструировал "пангармонион" - подобие механического оркестра, имитирующего звуки различных инструментов - флейты, трубы, барабана, цимбал. Такое сочетание называлось тогда "турецкой музыкой". Когда же изобретатель добавил звучание кларнетов, скрипки, виолончели, агрегат мог исполнять уже сложные симфонические произведения. Увертюра "Победа Веллингтона при Виттории" была написана Бетховеном специально для мельцелевского "пангармониона". Значит, механический оркестр не был игрушкой, раз такой требовательный композитор связал с ним свое имя. Были у Мельцеля и другие изобретения, но самым известным стал метроном, патент на который он получил в Париже в 1816 году. Еще совсем недавно на нотах для обозначения темпа музыкального произведения ставились буквы "М.М.", что расшифровывалось как "Метроном Мельцеля". Неизвестно, был ли Мельцель знаком с Кемпеленом лично, но такая возможность не исключена. Во всяком случае, "турецкая тайна" была ему известна - вскоре после смерти Кемпелена он купил шахматный автомат у его сына и некоторое время демонстрировал в разных городах. О встрече Наполеона с автоматом существует несколько версий. Вот одна из них. В какой-то момент игры Наполеон решил сбить автомат с толку и сделал невозможный ход. Турок вернул фигуру на место. Наполеон повторил ошибку. Турок снова ее исправил. Когда же император в третий раз нарушил правила, турок "вспылил" и сбросил фигуру с доски. Наполеон был очень доволен тем, что сумел вывести из равновесия механического (как он полагал) партнера. Игра продолжалась недолго. Творение австрийского механика проявило опасный патриотизм. Французский император капитулировал, пока еще на шахматных полях…
Наполеон - Автомат
1.e4 e5 2.Qf3 Nc6 3.Bc4 Nf6 4.Ne2 Bc5 5.a3 d6 6.0-0 Bg4 7.Qd3 Nh5 8.h3 Bxe2 9.Qxe2 Nf4 10.Qe1 Nd4 11.Bb3 Nxh3+ 12.Kh2 Qh4, и черные выиграли
№ 3. Роман Артуро Переса-Риверте “Фламандская доска”. Этим романом писатель прославился как автор исторического детектива.
     …все началось с картины мастера фламандской школы Питера ван Гюйса, которую главная героиня книги взялась реставрировать. Однако, картина таит в себе одну загадку, при попытке найти ответ на которую, загадки начинают возникать уже в реальности. Нарисованное и настоящее начинает сливаться, и в центре этого слияния находится шахматная партия, изображенная на полотне. Похоже, кто-то хочет доиграть ее всерьез, спустя пятьсот лет...
        А в заключение новинка: китайский браузер Baidu, он был разработан этим летом и предназначен только для самих китайцев, поэтому он только на китайском языке. Хотя он был выложен на официальном сайте, но за пределами Китая его долго никто не мог скачать. Когда я, как и другие, сумел это сделать, то обнаружил, что антивирусные утилиты воспринимают его расширения как Adware и Trojan, считая чистым от вредоносных элементов только сам браузер. Но, после удаления этих приложений от китайского браузера ничего не осталось. Похоже, что авторы браузера пытаются использовать его для шпионажа за гражданами своей собственной страны и назойливого рекламирования неких товаров или идеологических ценностей. Внешний дизайн браузера приятен, у него хорошая скорость и безупречная картинка на видео.
Браузер байду

Комментариев нет:

Отправить комментарий