Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в Трире, городе в Рейнской провинции, которая за три года до этого перешла из-под власти Франции к Пруссии. Предки его отца все сплошь были раввинами, сам же Гершель Маркс Леви выбрал юридическую стезю. При Наполеоне, завоевавшем эту территорию, он успел стать преуспевающим адвокатом, однако прусские законы не разрешали евреям замещать государственные должности и заниматься частной практикой. Тогда Гершель Маркс Леви принял лютеранство и стал Генрихом Марксом. По мнению Франца Меринга, первого биографа Маркса, таким образом он получал «входной билет в европейскую культуру». На самом деле трирский адвокат и до крещения был европейцем.
Своих четверых детей Генрих Маркс крестил в 1824 году, Карлу тогда было шесть лет. Он был любимцем семьи и маленьким тираном. Утверждают, что он ездил, например, на сестрах, как на лошадках, на большой скорости с горы Маркусберг.
В роду его матери, голландской еврейки Генриетты Пресбург, мужчины тоже были раввинами. Сама она, приняв вслед за мужем лютеранство, все равно ходила в синагогу и учила сына ивриту. Принято считать, что мать Маркса, в противоположность отцу, была совсем необразованна и неумна. Но, если судить по письмам, дошедшим до нас, она вовсе не была дурой. До 13 лет мальчик получал домашнее образование, потом поступил в Трирскую гимназию, которую благополучно окончил в 1835 году. К тому времени адвокат Генрих Маркс был уже советником юстиции и председателем коллегии адвокатов Трира, а также одним из самых богатых жителей города, владельцем виноградников, престижного дома и т.п. Как-то в Казино-клубе, где собиралась местная элита, он провозгласил тост за короля Пруссии, который «по своей воле предписал созидание народных собраний, чтобы правда могла достигать ступеней его трона». Тост был воспринят как насмешка. Пели «Марсельезу»… Генрих Маркс приобрел репутацию смутьяна, правда, неопасного. Он был монархистом, патриотом и веровал в Бога.
Его сын в гимназическом сочинении под названием «Сочетание верующих со Христом» (по Евангелию от Иоанна) писал: «Сочетание со Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним. …Сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страдании и дает сердце, открытое человеческой любви» (Карл Маркс!).
Первый год на юридическом факультете Боннского университета прошел весело. Маркс вступил в «Клуб поэтов», где спорили о поэзии и риторике и произносили бунтарские речи. Стал сопредседателем клуба земляков «Трирская таверна»: его члены ставили своей целью напиваться как можно чаще и чтобы с шумом, с дракой, как настоящие бурши. Все это Карлу очень нравилось, и в результате за хулиганство и пьянство в ночное время он был заключен под стражу на сутки. Товарищи передали ему в тюрьму выпивку и колоду карт, чтобы не скучал.
В Кельне его задержали за ношение оружия.
От воинской повинности Карла освободили из-за слабых легких. Он действительно был слаб здоровьем, что не мешало пить (преимущественно дешевый) эль, курить (преимущественно дешевые) сигары… Впрочем, столь же усердно он впитывал в себя знания. Полюбил философию, особенно Гегеля…
«Трирская банда» дралась в основном с «пруссаками», которые требовали ото всех клятвы в верности прусской аристократии. От одного «пруссака» Карл принял вызов на дуэль: соперник превосходил его силой и ловкостью, но Карл умел драться отчаянно. Трусом он не был. От той дуэли у него остался шрам над левым глазом. «…разве дуэли так уж связаны с философией?.. – вопрошал огорченный отец. – Это ведь дань общественному мнению, более того – страх перед ним… Постарайся, чтобы эта склонность – и даже не склонность, а страсть – не пустила корни в твоей душе».
Карл хотел стать поэтом. Он писал – в большом количестве – стихи, темные и угрожающие. «Адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг до тех пор, /пока не сойду с ума и сердце в корне не переменится./ Видишь этот меч? Князь тьмы продал его мне».
Отец этих стихов не понимал, но «демон в душе» сына его тревожил.
Маркс перевелся в Берлинский университет. Там он близко сошелся с младогегельянцами, среди которых был Бруно Бауэр – преподаватель философии, ученик Гегеля и критик Евангелия, доказывающий, что Иисуса Христа – не было…
Занялся сочинением «философии права» на 300 страниц. Перевел «Германию» Тацита и «Тристию» Овидия, начал изучать языки. Отец опять был напуган; его богатое воображение рисовало вполне реалистичные картины: «Боже правый!!! Несобранность, беспорядочные блуждания по все отраслям знаний, смутные раздумья при свете коптилки, нечесаные волосы… Искусство общения с миром сведено к грязной комнате, где, быть может... любовные письма Женни и благонамеренные отцовские увещевания… используются для зажигания трубки, что, впрочем, было бы лучше, чем если бы они… попали в руки постороннего».
Родительские наставления вызывали раздражение. Карл не отвечал на письма, не навещал родителей на каникулах.
Диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» опасаясь, что репутация младогегельянца помешает защите в Берлинском университете, он передал для защиты в Йенский университет. Ее защита произвела сенсацию в ученом мире. Карл Маркс 15 апреля 1841 года получил диплом доктора философии.
.
Внимание родителям 9Б - проверьте почтовый ящик (там будут оценки за начало четверти).
.
Своих четверых детей Генрих Маркс крестил в 1824 году, Карлу тогда было шесть лет. Он был любимцем семьи и маленьким тираном. Утверждают, что он ездил, например, на сестрах, как на лошадках, на большой скорости с горы Маркусберг.
В роду его матери, голландской еврейки Генриетты Пресбург, мужчины тоже были раввинами. Сама она, приняв вслед за мужем лютеранство, все равно ходила в синагогу и учила сына ивриту. Принято считать, что мать Маркса, в противоположность отцу, была совсем необразованна и неумна. Но, если судить по письмам, дошедшим до нас, она вовсе не была дурой. До 13 лет мальчик получал домашнее образование, потом поступил в Трирскую гимназию, которую благополучно окончил в 1835 году. К тому времени адвокат Генрих Маркс был уже советником юстиции и председателем коллегии адвокатов Трира, а также одним из самых богатых жителей города, владельцем виноградников, престижного дома и т.п. Как-то в Казино-клубе, где собиралась местная элита, он провозгласил тост за короля Пруссии, который «по своей воле предписал созидание народных собраний, чтобы правда могла достигать ступеней его трона». Тост был воспринят как насмешка. Пели «Марсельезу»… Генрих Маркс приобрел репутацию смутьяна, правда, неопасного. Он был монархистом, патриотом и веровал в Бога.
Его сын в гимназическом сочинении под названием «Сочетание верующих со Христом» (по Евангелию от Иоанна) писал: «Сочетание со Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним. …Сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страдании и дает сердце, открытое человеческой любви» (Карл Маркс!).
Первый год на юридическом факультете Боннского университета прошел весело. Маркс вступил в «Клуб поэтов», где спорили о поэзии и риторике и произносили бунтарские речи. Стал сопредседателем клуба земляков «Трирская таверна»: его члены ставили своей целью напиваться как можно чаще и чтобы с шумом, с дракой, как настоящие бурши. Все это Карлу очень нравилось, и в результате за хулиганство и пьянство в ночное время он был заключен под стражу на сутки. Товарищи передали ему в тюрьму выпивку и колоду карт, чтобы не скучал.
В Кельне его задержали за ношение оружия.
От воинской повинности Карла освободили из-за слабых легких. Он действительно был слаб здоровьем, что не мешало пить (преимущественно дешевый) эль, курить (преимущественно дешевые) сигары… Впрочем, столь же усердно он впитывал в себя знания. Полюбил философию, особенно Гегеля…
«Трирская банда» дралась в основном с «пруссаками», которые требовали ото всех клятвы в верности прусской аристократии. От одного «пруссака» Карл принял вызов на дуэль: соперник превосходил его силой и ловкостью, но Карл умел драться отчаянно. Трусом он не был. От той дуэли у него остался шрам над левым глазом. «…разве дуэли так уж связаны с философией?.. – вопрошал огорченный отец. – Это ведь дань общественному мнению, более того – страх перед ним… Постарайся, чтобы эта склонность – и даже не склонность, а страсть – не пустила корни в твоей душе».
Карл хотел стать поэтом. Он писал – в большом количестве – стихи, темные и угрожающие. «Адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг до тех пор, /пока не сойду с ума и сердце в корне не переменится./ Видишь этот меч? Князь тьмы продал его мне».
Отец этих стихов не понимал, но «демон в душе» сына его тревожил.
Маркс перевелся в Берлинский университет. Там он близко сошелся с младогегельянцами, среди которых был Бруно Бауэр – преподаватель философии, ученик Гегеля и критик Евангелия, доказывающий, что Иисуса Христа – не было…
Занялся сочинением «философии права» на 300 страниц. Перевел «Германию» Тацита и «Тристию» Овидия, начал изучать языки. Отец опять был напуган; его богатое воображение рисовало вполне реалистичные картины: «Боже правый!!! Несобранность, беспорядочные блуждания по все отраслям знаний, смутные раздумья при свете коптилки, нечесаные волосы… Искусство общения с миром сведено к грязной комнате, где, быть может... любовные письма Женни и благонамеренные отцовские увещевания… используются для зажигания трубки, что, впрочем, было бы лучше, чем если бы они… попали в руки постороннего».
Родительские наставления вызывали раздражение. Карл не отвечал на письма, не навещал родителей на каникулах.
Диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» опасаясь, что репутация младогегельянца помешает защите в Берлинском университете, он передал для защиты в Йенский университет. Ее защита произвела сенсацию в ученом мире. Карл Маркс 15 апреля 1841 года получил диплом доктора философии.
.
Внимание родителям 9Б - проверьте почтовый ящик (там будут оценки за начало четверти).
.
Фильм "Доспех самурая. Устройство и порядок облачения".
Видеозапись лекции-демонстрации специалиста по японским боевым искусствам Дмитрия Белинцева.
Запись я сделал во время мастер-класса на выставке «Самураи: искусство войны» в Санкт-Петербурге в январе 2013 года.
Лекция любопытна тем, что в процессе облачения в доспех симпатичной девушки, Велинцев рассказывает о любопытных фактах и особенностях средневековой японской истории (женщина-самурай - норма для Японии (!); во время боя, приблизившись к неприятелю, самурай откидывал за спину с головы шлем, а не проверял, крепко ли он сидит на голове, как сделал бы европейский рыцарь (!)...), любопытна и свободная манера общения с "самураем" и слушателями (юмор. эрудиция...).
Лекция записана целиком - 47 минут. Слабовидные детали я увеличил путем включения иллюстраций, а японские названия элементов доспеха пустил бегущей строкой.
Для тех, кто заинтересовался проблемой японского оружия и тактики ведения военнных действий самураями - сноска на классическую работу (пожалуй единственную на русском языке по данной проблеме). Ее можно читать в браузере или скачать К. С. Носов. Вооружение самураев.
Некоторые любопытные экспонаты выставки, не вошедшие в фильм:
Любимые каждым японцем изображение борцов на нэцкэ (как высоко они ценили бы Славу Горскова и Даниила Бокового!).
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японскм кимоно, которое было лишено карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости. Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички, которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру. Такая емкость крепилась к поясу кимоно с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.
Так носили нэцкэ:
Набор боевых мечей самурая всегда находился в его доме на специальной двухъярусной подставке в самом почетном месте.
Женское кимоно в полутьме экспозиции и атмосфере выставочного зала среди оружия и произведений изобразительного искусства.
Ритуальный меч. Такой меч предназначался не для боя, а для дара в храм. Высота его - рост среднего японца, жившего в позднее средневековье, он украшен удивительной по красоте резьбой по металлу.
.
.
Справка:
Тачанка — название конной рессорной повозки со станковым (в основном) пулемётом, направленным назад. Известна с начала 1890-х годов. Применялась войсками Великобритании во время подавления восстаний в Южной Родезии (нынешней Зимбабве) (на юге Африки) в 1893 и в 1896 годах. По другим сведениям впервые использовалась англичанами с 1891 года в военных операциях на границах Индии. В тачанку обычно впрягали две (парная упряжка), три или четыре лошади. Экипаж обычно состоял из двух-трех человек (возница и пулемётный расчёт).
Во время Первой мировой войны пулемёт Максима и его обслугу перевозили на телеге. Однако такая телега, будучи неподрессоренной, не была предназначена для марш-бросков вместе с отрядами кавалерии. Во время Гражданской войны фронты были чрезвычайно растянуты и кавалерия, которая до этого времени в основном использовалась для разведки и рейдов по тылам врага, стала использоваться для прорывов слабо защищённых участков оборонительных линий противника. Появились так называемые кавалерийские армии, передвигавшиеся со значительной скоростью, наподобие танковых армий времен второй мировой. Тачанка, то есть подрессоренная повозка, в отличие от телеги могла поспевать за конницей, а мягкость хода позволяла вести прицельный пулемётный огонь на ходу, в этом-то и состоит главная роль тачанки. Конные армии использовали пулеметный огонь для прикрытия своих сабельных атак. При осуществлении сабельной атаки на позиции противника тачанки заходили на фланги и, развернувшись, поражали неприятеля перекрестным огнем. Бронеавтомобили времен Первой мировой войны, как правило, не были способны преодолевать бездорожье, и подобный манёвр во многих случаях был не практичен. Как и другие виды конницы, тачанки представляли собой отличную мишень, легко уничтожаемую артиллерийским огнем. Успехи Конных армий красных во время Гражданский войны были основаны на отсутствии у белых достаточного количества пулеметов и бронетехники и общей малочисленности белых армий. Попытки применения конницы и тачанок во время Советско-польскoй войны против Польской армии, имевшей значительное количество современной военной техники, имели катастрофические результаты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий