На плеере вверху - крепость Копорье.
Фильм посвящен крепости Копорье (находится в Ленинградской области, Северо-Запад России, бывшая территория Новгородской республики), современные укрепления которой относятся к XIII-XVI векам. Он состоит из двух частей:
1. История крепости от деревянного замка рыцарей Ливонского Ордена через постройки Александра Невского, его сына Дмитрия, новгородскую крепость 1297 года, влоть до крепости, возведенной Василием III, принимавшей участие в событиях Ливонской войны, Смутного времени, Северной войны. Эта часть создана в форме мультипликационной лекции.
2. Устройство крепости. Видеозаписи июля 2014 года с подробным описанием внутреннего устройства и принципов строительства крепости.
В настоящее время музей крепости не принимает посетителей из-за ее аварийного состояния решением Ломоносовского районного суда. Видео снималось во время уникальной экскурсии.
.
А эта запись сделана 9.08.2014 в Трапезной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1553-1556 годы строительства) Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Праздничный архиерейский хор исполняет византийское песнопение "Христос" и древнерусскую стихиру "Достойно есть" ("Άξιον εστίν").
Текст второго песнопения (принадлежит Косме Маюмскому):
"Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем".
.
Могила Гавриила Державина.
Могила Гавриила Державина.
В 1816 году в Богословском приделе собора Преображения Господня в Варлаамо-Хутынском монастыре согласно его завещанию был захоронен Гавриил Романович Державин. На могиле был установлен памятник в классическом стиле. Здесь же похоронена и его супруга, Дарья Алексеевна.
.
Церковь Симеона Богоприимца Покровско-Зверинского монастыря под Новгородом.
Храм был поставлен в 1467/8 году. Причина постройки — эпидемия чумы. В народе мор получил название «Симеоновский». Только в самом Новгороде и новгородских монастырях скончалось от «железы» более 55 тысяч человек. По всё же Новгородской земле потери составили 250.652 человека.
Церковь Симеона относилась к так называемым «обыденным» церквям, которые строили сами жители города за один день. Она возведена на месте коллективного захоронения умерших от чумы новгородцев.
Здание церкви отличается простотой форм и соразмерностью пропорций. Имеет подцерковье, которое использовалось как подвал. Характерно, что наличие межэтажного перекрытия никак не отражено на фасадах.
Внутренние стены, колонны и своды сплошь покрыты отлично сохранившейся росписью, выполненной в XV веке и расчищенной при реставрации от поздней побелки. Это, по большей части, станковые по манере письма, погрудные изображения святых. Вместе они составляют полный церковный календарь, который не встречается больше нигде в России. Календарь начинается с фигуры самого Симеона Богоприимца.
.
Музыка, сочиненная Иваном Грозным.
Храм был поставлен в 1467/8 году. Причина постройки — эпидемия чумы. В народе мор получил название «Симеоновский». Только в самом Новгороде и новгородских монастырях скончалось от «железы» более 55 тысяч человек. По всё же Новгородской земле потери составили 250.652 человека.
Церковь Симеона относилась к так называемым «обыденным» церквям, которые строили сами жители города за один день. Она возведена на месте коллективного захоронения умерших от чумы новгородцев.
Здание церкви отличается простотой форм и соразмерностью пропорций. Имеет подцерковье, которое использовалось как подвал. Характерно, что наличие межэтажного перекрытия никак не отражено на фасадах.
Внутренние стены, колонны и своды сплошь покрыты отлично сохранившейся росписью, выполненной в XV веке и расчищенной при реставрации от поздней побелки. Это, по большей части, станковые по манере письма, погрудные изображения святых. Вместе они составляют полный церковный календарь, который не встречается больше нигде в России. Календарь начинается с фигуры самого Симеона Богоприимца.
.
Музыка, сочиненная Иваном Грозным.
Иван IV Грозный. Стихиры на Преставление Святителя Петра, митрополита
Московского и Всея Руси и на Сретение иконы Владимирской Богоматери. Исполняет
Мужской хор Издательского отдела Московского Патриархата "Древнерусский распев".
Регент и художественный руководитель Анатолий Гринденко. Академия Православной
музыки. Санкт-Петербург, Капелла, 8.07.2014.
История темы второго песнопения:
Летом 1395 года в Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища
Тамерлана, уже разгромившего к этому времени властителя Золотой Орды Тохтамыша.
Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия,
Грузия, Индия и Сирия. В 1405 году его владения простирались от Черного моря до
реки Ганг, а с севера на юг -- от Аральского моря до Аравийского. В 1395 году он
пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к
Москве. Великий князь Московский и Владимирский Василий Дмитриевич вышел с
московским войском к Коломне навстречу врагу. Митрополит Киевский и всея Руси
Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь благословив в поход князя
Василия, призвал москвичей к покаянию. Затем по Божественному вдохновению он
отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за
величайшей святыней Руси -- Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней
грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону
окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали:
«Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом,
семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону
Пресвятой Богородицы на Кучковом поле. Тамерлан дошел до города Ельца и по не
понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним
лежал почти беззащитный город -- легкая добыча и военная слава. Это произошло 26
августа 1395 года.
В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и молились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена -- это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг. На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.
В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и молились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена -- это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг. На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.
.
Музыка, сочиненная царем Алексеем Михайловиче, отцом Петра I.
Алексей Михайлович (царь из династии Романовых, даты рождения и смерти - 1629 и
1676 годы). Стихира "Достойно есть" (в "венецианском" стиле, основанном на
европейской (польско-украинской) традиции, где ведущую партию играют басы).
Исполняет Мужской хор Издательского Отдела Московской Патриархии (Древнерусский
Распев). Художественный руководитель и дирижер - Анатолий Гринденко. Здесь же,
для сравнения, и "Достойно есть" в "национальном" русском стиле неизвестного
автора II половины XVII века. Записано на концерте фестиваля Академия
Православной музыки, Санкт-Петербург, Капелла, 8.07.2014.
Камерный хор "Древнерусский распев" основан Анатолием Гринденко в 1983 году в Троице-Сергиевой Лавре. В 1985 году он был преобразован по благословению митрополита Волоколамского и Коломенского Питирима в "хор издательского отдела Московского патриархата". Ансамбль является лауреатом нескольких международных конкурсов и фестивалей. В 1992 году хор был награжден Орденом Русского Палестинского общества в Иерусалиме. Диски хора удостоены многих престижных премий в области звукозаписи. Ансамбль постоянно гастролирует по России и за рубежом, выступая на крупных фестивалях в Лондоне (Lufthansa Festival of Baroque Music), Вене (Osterklang) и других музыкальных столицах мира.
.
Еще один концерт, состоявшийся в Санкт-Петербурге.
Выдающаяся японская исполнительница-виртуоз на маримбе Кунико Като.
Это моя статья о ней в Википедии:
Стив Райх. Нью-Йоркский контрапункт в трех частях (New York Counterpoint, 1985-2012), транскрипция для маримбы. Исполняет Кунико Като (маримба). Яани Кирик, Санкт-Петербург. Маримба — ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками (с обмотанными нитками головками, реже резиновыми головками). Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой (традиционный инструмент).
Камерный хор "Древнерусский распев" основан Анатолием Гринденко в 1983 году в Троице-Сергиевой Лавре. В 1985 году он был преобразован по благословению митрополита Волоколамского и Коломенского Питирима в "хор издательского отдела Московского патриархата". Ансамбль является лауреатом нескольких международных конкурсов и фестивалей. В 1992 году хор был награжден Орденом Русского Палестинского общества в Иерусалиме. Диски хора удостоены многих престижных премий в области звукозаписи. Ансамбль постоянно гастролирует по России и за рубежом, выступая на крупных фестивалях в Лондоне (Lufthansa Festival of Baroque Music), Вене (Osterklang) и других музыкальных столицах мира.
.
Еще один концерт, состоявшийся в Санкт-Петербурге.
Выдающаяся японская исполнительница-виртуоз на маримбе Кунико Като.
Это моя статья о ней в Википедии:
Стив Райх. Нью-Йоркский контрапункт в трех частях (New York Counterpoint, 1985-2012), транскрипция для маримбы. Исполняет Кунико Като (маримба). Яани Кирик, Санкт-Петербург. Маримба — ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками (с обмотанными нитками головками, реже резиновыми головками). Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой (традиционный инструмент).
Возникла маримба в Южной Мексике. Это инструмент, созданный по типу африканского балафона, и затем маримба стала распространённым инструментом в Африке, Центральной и Северной Америке. Используется в американской популярной музыке, особенно популярна в сочинениях американских композиторов-минималистов (Райх - основатель этого направления).
Комментариев нет:
Отправить комментарий