Вручение "Звезды Прометея" Илье Панадину

четверг, 11 июля 2013 г.

Знаменитая португальская джазовая певица Мария Жоао (Жуан в другом варианте написания) в Санкт-Петербурге.


Концерт фестиваля "Музыка Большого Эрмитажа" в Капелле Санкт-Петербурга 10.07.2013. Композиции с нового альбома
(видео я записал из первого ряда). 

.


Джазовой певицей Марию Жуан можно назвать в широком смысле слова: её музыка представляет собой очень пёструю смесь джаза, рока, португальского фаду, бразильской самбы и босса-новы и — временами очень отчётливо — африканской музыки. Мария родилась в Лиссабоне в 1956 г. от отца-португальца и матери родом из Мозамбика. В молодости Мария занималась чем угодно, только не музыкой, в частности — профессионально тренировалась в восточных единоборствах (каратэ и айкидо), а также работала в Лиссабонском управлении спорта в качестве тренера по плаванию для детей с задержками в развитии. Мария даже и не слушала музыку, пока случайно не наткнулась на записи американской вокалистки Джони Митчелл, которые ей очень понравились. А тут ещё и закрылась школа плавания, где коллега частенько подначивала Марию, что с её громким голосом ей надо стать певицей, и один приятель действительно пригласил Марию петь в свою рок-группу. Правда, терпения Марии хватило всего на месяц работы в роке, который показался ей слишком монотонным. Затем (это случилось в 1982 г) её привели на прослушивание в джазовую школу, которую открывал старейший в Лиссабоне джазовый клуб, Hot Clube de Lisboa. До этого Мария Жуан слушала джаз только один раз в жизни, на фестивале в городке Кашкайш, недалеко от Лиссабона. Правда, на этом маленьком фестивале выступали тогда такие гиганты, как Майлс Дэйвис, Кит Джарретт, Жан-Люк Понти и Нэнси Уилсон, так что впечатления были сильные. Для прослушивания в школу Мария выбрала бразильскую песенку, но выяснилось, что аккомпаниаторы на экзаменах этой песенки не знают, и пришлось ей сымпровизировать с этим ансамблем американский джазовый стандарт. Марию тут же взяли в школу, потому что в «Хот-Клабе» отчаянно не хватало вокалисток, которые способны были бы импровизировать.
Так началась одна из самых ярких карьер в португальской музыке. После первых записей и телевизионных выступлений в середине 80-х молодая певица дебютировала на широкой сцене того самого фестиваля в Кашкайше, затем впервые выступила за границей, в испанском Сан-Себастьяне, а вскоре уже гастролировала по Германии, где её ждал первый серьёзный успех. И именно в Германии Мария Жуан встретила живущую в Мюнхене японскую фри-джазовую пианистку Аки Такасэ, которая впервые свела молодую португальскую певицу с пути подражательства американским джазовым дивам, раскрыв ей широкие горизонты самых разных направлений импровизационной музыки. В 90-е годы сложился уникальный собственный стиль Марии Жуан, в который вошли и европейские, и американские, и африканские влияния. Особенно широко имя Жуан стало известно благодаря сотрудничеству с группой великого джаз-рокового клавишника Джо Завинула, The Zawinul Syndicate, а затем — с известным португальским пианистом Марио Лажинья, с которым Мария записала множество весьма интересных альбомов. В 2000-е Мария Жуан преимущественно выступала с собственным ансамблем, но музыка, которую писал для неё Лажинья в 90-е годы, регулярно звучала в её концертных программах даже тогда; эмоциональным пиком её концертных программ чаще всего становилась весёлая и яркая песенка Лажиньи «Saris e Capulanas» с их совместного альбома 1998 г. «Cor».
Мария Жуан продолжает сотрудничество и со множеством других музыкантов по всей Европе; в частности, самая свежая её запись — «A Different Porgy, Another Bess», современное прочтение материала «народной оперы» Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» — сделана в 2011 году с Брюссельским джаз-оркестром при участии бельгийского певца Давида Линкса. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий