Вручение "Звезды Прометея" Илье Панадину

воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Поздравляю учащихся класса и всех читателей блога с Новым годом!


Предлагаю вашему вниманию фотографии, сделанные нашими мастерами: Никитой Демидовым, Викой Моревой и Машей Алексеевой (я тоже приложил руку, изменив композицию части фотографий). Думаю, что, сравнив их с фотографиями, сделанными профессионалом - штатным фотографом нашей школы, каждый может убедиться, что представленные здесь фотографии лучше. Причина проста, - на этих фотографиях хорошо видна симпатия к одноклассникам, к тому же в компании сверстников сами герои вели себя более привычно. Вопреки утверждению Виктора Ивановича я сомневаюсь, что фотографии школьников, сделанные фотографом, были бы опубликованы на сайте школы, а так они уже в Интернете, не только в виде презентации, но и в виде фильма. Презентация выполнена не в PowerPoint, а в LibreOffice 3.4.4. Фильм на самом деле снят не с помощью видеоредактора, это запись с экрана презентации, сделанной с помощью немецкой программы SoftMaker, просматривая фильм можно убедиться, что PowerPoint ей не годится в подметки, но ни один хостинг презентаций не работает с этими презентациями и опубликовать в Интернете их невозможно, поэтому я и записал презентацию с экрана. Приятного просмотра обоих вариантов. А здесь (нужно нажать на само слово) третий вариант (HD) - суперкачество от американского Vimeo. 

В фильме используются оранжировки Рэя Конниффа в исполнении его оркестра. Информация о музыканте:
 Рэй Коннифф родился в 1916 году в семье тромбониста и пианистки, а поэтому с миром музыки был связан с самого раннего детства. Поиграв немного с разными коллективами, в середине 30-х он прибыл в Нью-Йорк, где стал работать то как музыкант, то как аранжировщик, то совмещая оба занятия. В числе прочего он играл у Бинга Кросби в его знаменитых Bing Crosby`s Bobcats. Когда Америка вступила во вторую мировую войну, Рэй Коннифф пошел в армию — служить аранжировщиком в Armed Forces Radio. А к концу войны подустал от аранжировок и на несколько лет ушел в тень, занявшись теорией музыки, учась дирижировать и наблюдая, как вокруг расцветает чуждый ему бибоп.
       В музыкальный бизнес Рэй Коннифф вернулся в 1954 году, подписав контракт с фирмой Columbia Records. Возложенные на него надежды он оправдал: хиты посыпались из Конниффа один за другим, пластинки становились золотыми и платиновыми, а альбом 1957 года "`S Wonderful" провел в топ-40 целых 12 месяцев. Рэя Конниффа называли лучшим аранжировщиком в мире, а звук, который он выстраивал из игры биг-бендов и пения солиста, был легко узнаваем и абсолютно безупречен. Все шло очень хорошо, пока в 60-е не появился рок-н-ролл, который подсократил у Рэя Конниффа его аудиторию. Правда, с одним существенным исключением. В 1966 году Коннифф переаранжировал написанную композитором Морисом Жарром для фильма "Доктор Живаго" (Doctor Zhivago) композицию "Laura`s Theme", и в итоге получился большой хит и, собственно, самая популярная в репертуаре Конниффа вещь.
       Все последующие годы Рэй Коннифф провел очень ровно. Выпускал примерно по одной пластинке в год, активно ездил по миру с концертами (последний раз выступал в 2001 году в Бразилии), получал бесчисленные музыкальные награды в самых разных странах. Особая история связывала Конниффа с Советским Союзом. В 1974 году его пригласила в Москву фирма "Мелодия". Суть предложения была такова: записать с русскими музыкантами альбом русских песен. Гостя принимали по высочайшему разряду, дали на выбор самые популярные песни (Бабаджаняна, Пахмутовой, Шаинского, Таривердиева и прочих грандов) и возможность самому отобрать музыкантов. Рэй Коннифф выбрал Московский камерный хор Владимира Минина, вокальный квартет "Улыбка", ансамбль "Мелодия", которым тогда управлял Георгий Гаранян, и за неделю записал пластинку, для которой собственноручно сочинил пьесу-увертюру. Диск вышел под названием "Рэй Коннифф в Москве", получился, как положено, идеальным по звуку и качеству аранжировок, став небольшой приятной брешью в железном занавесе. Музыкант умер в 2002 году.
В финале звучит композиция в исполнении Боба Акри. Bob Acri - чикагский пианист, признанный одним из самых разносторонних и талантливых пианистов в Америке. В дополнение к его записям на NBC, CBS и WGN Studios, карьера Bob Acri охватывает такие направления как игра с бигбэндами (Buddy Rich, Harry James, Woody Herman) и аккомпанирование известным вокалистам (Lena Horne, Mike Douglas, Ella Fitzgerald, Barbara Streisand).
 Программы исполнителя часто состоят из его собственных композиций, которые раннее были записаны и исполнены артистами международного уровня, а также мелодий Бродвейских шоу, джаза и знаменитой классики.
.........................



К празднику Рождества!
Знаменитая кантата Иоганна Себастьяна Баха "Магнификат" ("Величит душа моя господа"), в протестантских и католических странах она неотъемлимый атрибут рождественских праздников. В данном случае это редкая полная, редко звучащая, редакция.





Информация о сокращенной редакции:
Баху было 38 лет, когда он обосновался в Лейпциге в качестве кантора церкви св. Фомы. Позади двадцать лет службы в должности городского, затем придворного органиста, капельмейстера в разных городах Германии.
На новом месте службы Бах был обязан нести ответственность за состояние и качество церковной музыки, исполняемой силами школы св. Фомы. Немало трудностей ожидало Баха на этом поприще, однако, должность предопределила род и характер создаваемой в эти годы музыки: Бах сосредоточил свое внимание преимущественно на вокально-хоровых духовных произведениях. К их созданию Бах приступил, достигнув вершин мастерства. Именно поэтому в духовной вокально-хоровой музыке он смог высказаться полнее всего, раскрыть множество граней своего необъятного гения.
Крупное вокально-инструментальное произведение, которым Бах дебютировал в Лейпциге в 1723 году - это великолепный Магнификат для пятиголосного хора, солистов и оркестра.
Текст Магнификата взят из 1 главы Евангелия от Луки (стихи 46-55). Это благодарственная молебная песнь, воспетая Пресвятой Богородицей в ответ на приветствие Ее родственницы, праведной Елизаветы, которая в радости приняла Марию в своем доме, как Божию Матерь. Песнопение "Величит душа Моя Господа" занимает важное место в чинопоследовании православной утрени. Магнификат, латинский вариант этого песнопения, является частью католической вечерни. Реформа Лютера сохранила его на воскресных вечернях, где оно исполнялось по-немецки. В Рождество, однако, эта хвалебная песнь звучит на латыни. В конце к каноническому тексту добавляется краткий вариант Gloria с заключительным "Аминь".
Свой Магнификат Бах приурочил к Рождеству 1723 года. Позднее он несколько переработал произведение. Баховский Магнификат - творение редкой красоты и мощи. Бережно следуя за евангельским текстом, композитор воплощает его образы в великолепной звукописи. Мощные хоры-славословия чередуются с ариями и ансамблями, проникнутыми мягкой кротостью и глубоким молитвенным настроением.
Произведение состоит из 12 номеров, каждый из которых призван средствами музыкальной драматургии передать основную мысль и настроение Песни Богородицы. Иллюстративный характер церковного искусства барокко проявился и здесь в полной мере. "Трудно представить себе, - пишет исследователь творчества Баха А. Швейцер, - более живую, тесную связь музыки с текстом. Это бросается в глаза даже при поверхностном знакомстве. Баховская вокальная тема - это декламационно оформленное построение, которое будто случайно, благодаря чуду, облекается в мелодическую форму". Бах тонко чувствует устное слово, интонацию речи. Если ему нужно, он может даже преувеличить значение отдельного слова, как бы увидеть его через увеличительное стекло, подчеркнуть его в общем контексте. В то же время, он может выделить слово как образный мотив и извлечь из него основу для целой музыкальной картины. Бах создает свои полотна, опираясь на одну-две строки (фразы). В обширной арии, ансамбле или хоре он повторит их множество раз, причем широкая, сложно развивающаяся мелодия голоса зачастую будет переплетаться и соревноваться с партией солирующего струнного или духового инструмента.
Еще в мессах композиторов XVI века движением вверх выделялись такие слова, как "небеса", "ликую", "слава", а движением вниз - слова "печаль", "смирение", "низложил" и т. д. Бах продолжает старинную традицию, обогащая ее новыми выразительными средствами и более сложным комплексом звуковых эффектов. Бах читает фразу за фразой, и в каждой находит глубинный внутренний смысл. Разнообразие настроений, воплощенных в музыке Магнификата, не нарушает общего впечатления цельности и стройности. Великолепный лаконизм музыки подчеркивает ее удивительную красоту.
Магнификат открывается ликующим хором-славословием (№1."Величит душа Моя Господа"). Эта вполне законченная по форме часть является как бы увертюрой ко всему произведению.
В следующей за хором арии сопрано (№2."И возрадовася дух Мой о Боге Спасе Моем") ясно слышен ритм менуэта. Танцевальную форму Бах делает средством выражения душевного состояния безоблачной радости.
№3 - проникновенная ария сопрано в сопровождении гобоя д'амур ("Яко призре на смирение рабы Своея се бо отныне ублажат Мя…"). Мелодически она построена на нисходящих фразах, призванных выразить слово humilitaten ("смирение"). Мелодия этой дивной арии очень напоминает тему последнего хора "Страстей по Матфею". Эта музыкальная мысль с течением времени созрела и оформилась в сознании композитора, чтобы заключить одно из самых значительных его произведений. А. Швейцер называет эту арию "подлинным образом Мадонны в музыке". Слова "Omnes generationes" ("вси роды") Бах отделяет от фразы и пишет самостоятельный номер(№4): к нежной певучей арии неожиданно примыкает яркий динамичный хор, рисующий впечатляющую картину всех поколений, собранных воедино для прославления Богородицы. Обгоняющие друг друга мелодические линии создают ощущение множества, тогда как структура самой темы олицетворяет единство.
По тексту можно было бы ожидать использования всей мощи музыкально-выразительных средств в следующем эпизоде (№5."Яко сотвори Мне величие Сильный и свято Имя Его"). Однако, Бах добивается большего эффекта, использовав форму арии баса соло, ассоциирующегося с царским величием. В качестве сопровождения Бах берет только basso continuo, отказавшись от инструмента, солирующего наравне с голосом; таким образом, полифоническое сочетание нескольких мелодий уступает место полному господству одной темы, необычайно богатой интонационно.
Из следующего номера, певучего дуэта альта и тенора (№6."И милость Его в роды родов боящимся Его") целиком вырос впоследствии первый хор "Страстей по Матфею". Этот дуэт отличается необычайной законченностью мысли, предельной выразительностью, к которым Бах приходит в своих последних сочинениях.
Весь арсенал средств используется в следующем хоре (№7."Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их"). Этот эпизод в полной мере демонстрирует мастерство и изобретательность Баха в передаче музыкальным языком смысла текста. Следующая за этим теноровая ария (№8."Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя") построена на противопоставлении двух музыкальных фраз - нисходящей ("низложи") и восходящей ("вознесе"). Эта наглядность музыкального образа - характерный прием Баха в его стремлении конкретизировать музыкальный язык.
Следующая прекрасная пасторальная ария альта с двумя солирующими флейтами (№9."Алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщи") отличается непринужденностью и в то же время утонченной изысканностью.
Прозрачный нежный терцет (№10."Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости") звучит задумчиво. В сопровождении у гобоев композитор использует один из древних псалмодических ладов. Слова "Якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века" подсказали Баху форму следующего номера(№11) - это ораторски-приподнятая величественная фуга.
Последняя часть Магнификата(№12) - блестящая Gloria, конец которой повторяет в сокращенном варианте первый хор, создавая мощную "арку", придающую шедевру Баха законченность и стройность.
В богослужении церкви Магнификат — одна из основных песней библейских, образует кульминационный пункт вечерни.
 В Англиканской церкви магнификат является одной из двух неизменных песен вечерни. У лютеран магнификат распевался как на латинский, так и на немецкий (в переводе Мартина Лютера «Meine Seele erhebt den Herrn») текст.
В современных католической и протестантских церквах хоровые магнификаты эпохи Ренессанса и эпохи барокко также используются для сопровождения богослужения в большие праздники.
В православном богослужении тот же текст (в переводе с греческого на церковнославянский: «Величит душа моя Господа»), называемый «Песнью Богородицы», поётся на утрене перед 9-й песнью канона, с прибавлением припева «Честнейшую херувим и сла́внейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» к каждому стиху (откуда получил наиболее употребительное название «Честнейшая»).
В основе выразительной мелодии немецкого магнификата (использованной, в частности, И. С. Бахом, М.Гайдном и др.) лежит структурная модель католического псалмового тона. Некоторые западные исследователи возводят её к особой, ладово переменной псалмодии католиков, т.наз. «блуждающему тону» (tonus peregrinus), на который распевался псалом 113 «In exitu Israel». Как бы то ни было, «протокольного» сходства между немецким магнификатом и tonus peregrinus католиков нет.
 Магнификат.
Высочайший образец библейской молитвословной прозы, магнификат вдохновлял сотни композиторов на всём протяжении истории музыки. Среди самых известных авторов (многоголосных) магнификатов: Джон Данстейбл (Данстейпл), Гильом Дюфаи, Жиль Беншуа, Роберт Ферфакс, Жоскен Депре, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Орландо Лассо, Кристобаль де Моралес, Томас Луис де Виктория, Клаудио Монтеверди, Генрих Шютц (Шюц), Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Вольфганг Амадей Моцарт, Феликс Мендельсон Бартольди, Ралф Воан-Уильямс, Алан Хованесс, Кшиштоф Пендерецкий, Джон Тавенер, Арво Пярт, Владимир Иванович Мартынов и многие другие.
Многоголосные обработки магнификата известны с середины XV века (в том числе в технике фобурдона). С начала XVI века такие обработки нередко объединялись в циклы по 8 пьес (по количеству церковных тонов григорианского хорала). Первый цикл такого рода возможно принадлежит Пьеру де ла Рю. Расцвет многоголосного магнификата пришёлся на XVI—XVII вв. (Палестрина написал около 30, Лассо более 100 магнификатов), в стандартном случае псалмодическая мелодия использовалась в нём как композиционная основа (см. Cantus firmus). Как правило, многоголосно обрабатывались только чётные стихи магнификата, тогда как нечётные исполнялись по традиции одноголосно (псалмодически). В XVIII веке «авторский» магнификат постепенно утратил богослужебную функцию, превратившись в пышное концертное произведение с инструментальными интермедиями, «оперными» ариями и вокальными ансамблями. В эпоху романтизма интерес к магнификату угас, а в XX веке возродился с новой силой.
Оригинал на греческом языке.
Μεγαλύνει ἡ ψυχή μου τὸν Κύριον
καὶ ἠγαλλίασεν τὸ πνεῦμά μου ἐπὶ τῷ Θεῷ τῷ σωτῆρί μου,
ὅτι ἐπέβλεψεν ἐπὶ τὴν ταπείνωσιν τῆς δούλης αυτοῦ.
ἰδού γὰρ ἀπὸ τοῦ νῦν μακαριοῦσίν με πᾶσαι αἱ γενεαί,
ὅτι ἐποίησέν μοι μεγάλα ὁ δυνατός,
καὶ ἅγιον τὸ ὄνομα αὐτοῦ,
καὶ τὸ ἔλεος αὐτοῦ εἰς γενεὰς καὶ γενεὰς
τοῖς φοβουμένοις αυτόν.
Ἐποίησεν κράτος ἐν βραχίονι αὐτοῦ,
διεσκόρπισεν ὑπερηφάνους διανοίᾳ καρδίας αὐτῶν·
καθεῖλεν δυνάστας ἀπὸ θρόνων
καὶ ὕψωσεν ταπεινούς,
πεινῶντας ἐνέπλησεν ἀγαθῶν
καὶ πλουτοῦντας ἐξαπέστειλεν κενούς.
ἀντελάβετο Ἰσραὴλ παιδὸς αὐτοῦ,
μνησθῆναι ἐλέους,
καθὼς ἐλάλησεν πρὸς τοὺς πατέρας ἡμῶν
τῷ Αβραὰμ καὶ τῷ σπέρματι αὐτοῦ εἰς τὸν αἰῶνα.
Русский текст (Синодальный перевод)
 Величит душа Моя Господа,
 И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
 Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
 Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
 И милость Его в роды родов к боящимся Его;
 Явил силу мышцы Своей;
 Рассеял надменных помышлениями сердца их;
 Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
 Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем;
 Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
 Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
.............................................................................  
Итоги 2 четверти. Без троек вероятнее всего закончили четверть Алексеева Маша, Козина Саша и Морева Вика. Определеннее пока сказать нельзя, так как еще не стоят оценки по биологии, географии и истории. Может быть к ним добавится Бобров Яша, у которого выходит “3” по географии.
 36_1_4 С двойками закончили: Васютин Ваня (физика и алгебра), Парамонова Лида (химия); возможно двоек будет опять же больше. Есть ученики у которых нет аттестации по одному-двум предметам.
...................

              Во вторник встречаемся в 9.30 на автобусной остановке Народная 100 (угол с проспектом Большевиков). Просьба рассчитать самостоятельно нужную сумму денег, исходя из расценок ( смотри на предыдущей странице).
.....
Поздравляем Яшу Боброва с Днем рождения! Здоровья, счастья, успехов в учебе (особенно по географии). В мультике ниже девочки класса поздравляют Яшу (главные персонажи сильно похожи на одноклассниц).

.............

вратарь
                В третьей четверти ожидается матч по хоккею ( и фигурное катание), а также традиционное первенство класса по мини-футболу. Можно заранее договариваться с потенциальными легионерами. На каникулах (к 30 декабря) можно будет уже смотреть слайд-шоу с фотографиями учеников нашего класса.
Традиционные отчеты о блоге за месяц:
            Забавная вещь – заседание аттестационной комиссии еще не состоялось, но на сайте РОНО уже появилось интервью со мной, где я рассказываю о своих взаимоотношениях с компьютером и любительским кино. Довольно оригинально смотреть на себя со стороны. Под фотографией – страница самого сайта; он называется  “Веб Пеликан”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий